В начале 20 в. многие мальчишки мечтали о небе. Профессия летчика считалась самой романтической. После эпопеи со спасением экспедиции Умберто Нобиле штурвал самолета перестал быть пределом мечтаний - если уж летать, то непременно над плохо изученными пространствами Крайнего Севера. Павел Головин был одним из тех счастливчиков, для которых путь первопроходца был работой.

Детство

Появился на свет наш герой в апреле 1909 г. Его отец был служащим, семья проживала в Наро-Фоминске под Москвой. В те времена это была практически провинция. Родители не внушали сыну тщеславных планов на будущее, хотели только, чтобы жил не хуже других. Павлик, как и все дети той поры, увлекался чтением приключенческих романов Жюля Верна и представлял себя на месте героев книг, но не представлял себе, как стать настоящим путешественником.

Наро-Фоминск

Город Наро-Фоминск, где родился и вырос Паве Головин

Школу подросток закончил после революции. Времена были непростые, потому нужно было осваивать рабочую специальность. В родном городе было предприятие, продукция которого всегда пользовалась спросом, а рабочие неплохо зарабатывали, это была текстильная фабрика. Подросток начал трудиться там.

Мечты сбываются

Молодой Советский Союз был страной романтиков и новаторов. При фабрике работал планерный кружок Осавиахима, благодаря которому биография Пашки сделала крутой вираж. Пилотов, конечно, здесь не готовили, но возможность подняться в небо для провинциального паренька была сродни полету в космос. Хобби не влияло на трудовую деятельность, в которой юноша проявлял старательность. Мастера текстильщики убедили его в том, что он должен получить приличное образование, и порекомендовали поступать в Московский строительный техникум.

Плакат Осавиахима

Плакат Осавиахима

Прагматизм взрослых начал тяготить молодого человека. Учился он прилежно, но все свободное время посвящал планерам. Закончилось все тем, что студент сам подал документы на перевод в летную школу Осавиахима в Тушино. Тут Головин проявил себя - он был не просто отличником, а лучшим. Получив в 1930 г. диплом, юный авиатор остался в учебном заведении в статусе инструктора, а потом командира звена школы.

Судьбоносная встреча

В 1932 г. в Коктебеле проходил слет планеристов. Москву представлял Павел Головин. В программе мероприятия были как показательные выступления, так и состязания. Наш герой отличился - установил два мировых и один всесоюзный рекорд. Чемпиону сулили блестящую карьеру, он познакомился со многими летчиками, о которых раньше только слышал, или читал в газетах.

С момента крымского триумфа прошло 2 года. В гости к одному из товарищей Павла заглянул Анатолий Алексеев. Именно он в составе экипажа "Красного Медведя" под командованием Бориса Чухновского участвовал в спасении воздухоплавателей с "Италии". Знаменитый авиатор не мог покинуть столицу, пока ему не будут представлены все ребята, для которых он стал кумиром. Среди приглашенных на встречу был и Паша Головин. Алексеев умел рассказывать о приключениях на Севере. Остроумное и увлекательное повествование восхитило Головина, и он сам изъявил желание служить на Севере. Старший товарищ помог ему стать частью крылатой команды Главсевморпути.

Павел Головин

Павел Головин за штурвалом самолета

Первый над Полюсом

Стартовав с поста первого пилота самолета-амфибии Дорнье-Валь, Головин демонстрировал высший класс. Коллеги радовались успехам молодого пилота, которому доверяли ледовую разведку и эвакуацию людей с метеорологических станций. Павла увлекла идея высадки на Северном полюсе команды ученых.

В 1937 г. нашлось четверо смельчаков, которые готовы были зимовать на льду, решался вопрос, кто их туда доставит. Это было задание для самых лучших, каждый пилот желал сделать вклад в великое дело покорения макушки Земного шара. Головину снова повезло - ему поручили разведку места для высадки папанинцев. Вылеты пришлись на день рождения парня. Он, может быть, и хотел отметить праздник посадкой на полюсе, и точно знал, что его командир Михаил Водопьянов за эту выходку ругать не станет, но, сделав круг, вернулся на базу. Его донесения позволили подняться в воздух машинам с членами экспедиции. 

Команда авиаторов

Команда авиаторов экспедиции "Северный полюс-1"

Война

За отлично выполненное задание Павла удостоили звания Героя Советского Союза. Друзья намекали, что пора уже видному кавалеру найти себе жену, но взять отпуск, махнуть в Москву и приударить за местными девчонками удавалось крайне редко, времени на личную жизнь оставалось маловато. Вскоре пришло известие о пропаже самолета Сигизмунда Леваневского, который совершал полет по маршруту Москва-Северный Полюс-США, и Головин принял участие в его поисках, которые завершились неудачей. Справиться с мрачными мыслями помогало литературное творчество.

Головин прокладывал новые авиамаршруты на Крайнем Севере, когда началась война с Финляндией. Пилот был направлен на фронт. Молодой полковник взялся не за штабную работу, а за самые опасные задачи. В 1940 г. Павел попросился на летно-испытательную работу. Предчувствие большой войны витало в воздухе, а наш герой успел познакомиться со всеми недостатками советских боевых самолетов, ему хотелось опробовать ту технику, которая вступит в бой с самым опасным врагом.

Павел Головин

Павел Головин

Товарищи Павла шутили, что на именины ему не везет. Никогда не удавалось провести этот день в столице в кругу семьи. В 1940 г. невеселой традиции пришел конец. На следующий день авиатор поднял в небо новый бомбардировщик. Во время полета машина свалилась в штопор. Павел Головин не смог ее спасти, он и его товарищи погибли.