Благодаря вкладу Матвея Федоровича Казакова Москва преобразилась в город в великолепной архитектурой. Легендарный архитектор стал одним из родоначальников отечественного классицизма. Более сотни зданий было возведено зодчим.
Начало творчества
Биография будущего архитектора началась в 1727 году. Ребенок родился в московской семье копииста в ноябре. Архитектурой он заинтересовался с раннего возраста. Матвей мог часами просиживать на строительных лесах, чтобы зарисовывать впечатлившие его здания. Когда скончался глава семьи, мать подала прошение о зачислении ребенка в столичную архитектурную школу.
Решением Сената в 1751 талантливый мальчик был принят на полный пансион. Учился Казаков у князя Ухтомского. Основы науки зодчества ученикам преподавались по трактатам французских и итальянских архитекторов. Воспитанникам прививалась любовь и к отечественному зодчеству. Именно в годы учебы сформировалась главная особенность творчества Казакова, комбинация древнерусской и классической архитектуры.
Практическое применение знаний Матвей Федорович начал в школе. Он занимался обмером древних построек, реставрацией обветшавших Кремлевских зданий, составлением смет, работой на стройках, возглавляемых его учителями. Сам руководитель школы отметил Казакова.
Признание
Юноша был назначен младшим помощником Ухтомского. В Москве наставник занимался строительством «Запасного дворца» возле Красных ворот, завершением Арсенала, реконструкцией Главной аптеки. Во всех деяниях учителю помогал Казаков. В 1760 князь вышел в отставку. Вместо него во главе школы встал Петр Никитин.
Заместителем новый руководитель назначил Казакова, получившего к тому моменту чин прапорщика архитектурии. Одним из первых заданий нового коллектива стало восстановление практически полностью выгоревшей Твери.
Казаков участвовал в проектировании домов. Им разработан внешний вид и внутреннее убранство торговой конторы Никиты Демидова, возведен Путевой дворец, ставший в городе самым примечательным зданием. После столь заметной работы Казаков оказался в числе первых зодчих империи. Он получал немало заказов.
После Тверского пожара по всей стране начались градостроительные реформы. Плотность застройки, возведение зданий из дерева, извилистость улочек были названы основными причинами воспламенения. Поэтому масштабнейшая реконструкция начиналась с Москвы.
Знаковые работы
В 1768 Матвей Федорович приступил к работе в Экспедиции по строению Кремлевского дворца, занимавшейся выполнением государственных заказов. В содружестве со знаменитым Баженовым Казаковым возводился Большой Кремлевский дворец. В 1775 Матвей Федорович получил звание самостоятельного архитектора, но работать с Баженовым не прекратил. По высочайшему указу Екатерины Второй Казаковым в 1776 разрабатывался проект Петровского путевого дворца.
Здание предназначалось для отдыха именитых гостей после длительного путешествия в Москву из Петербурга. Формой строение напоминало классические постройки. К главному дому был добавлен парадный двор, пара хозяйственных флигелей.
Во внешней отделке соединялись детали различных стилей. Теремное высокое крыльцо и белокаменные пояски прекрасно уживались с готическими окнами. Такой ансамбль после возведения привлек к Казакову немало выгодных заказов.
Одним из наиболее известных стало здание Сената. Возведенное в стилистике русского классицизма строение идеально вписалось в комплекс уже стоявших. Главным акцентом стал круглый зал. Для него была спроектирована в виде гигантского купола, поддерживаемого колоннами, крыша. Украшали помещение барельефные портреты и сцены. Современниками строение было названо русским пантеоном и получило высочайшие оценки.
Московский университет стал новым творением зодчего. Началось возведение в 1782. Продолжались работы более десяти лет. От сложного декора архитектор, стремящийся к величественной простоте, отказался. Здание напоминало крупную усадьбу в стилистике классицизма. Оно великолепно вписалось в существующий ансамбль. В одно время со строительством начались работы по перестройке дома Михаила Долгорукого для столичного благородного собрания.
Завершение трудов
С 1886 Казаков занял пост в Москве главного архитектора. Он возглавлял Кремлевскую экспедицию. Все отныне обустраивалось по проектам Матвея Федоровича. Казаков мастерски вписывал авторские ансамбли в годами стоявшие кварталы.
Классические здания с колоннами упорядочили неразбериху столичных улочек и придали облику древнего города благородство. Архитектор приступил к возведению доходных домов и комфортных и довольно небольших особняков для проживания. Им был переработана прежняя усадебная планировочная система.
Дома отныне располагались по четко определенной линии. Классический стиль придал имениям компактную пропорциональность. Декорировались поместья пилястрами, карнизами. Убранство внутри дополняла настенная роспись.
К началу XIX века Матвеем Федоровичем была организована собственная архитектурная школа. В ней училось немало в будущем знаменитых зодчих: Еготов, Бакарев, Бове, Таманский. С учениками мастер составил «Генеральный атлас Москвы». Для реставраторов он стал бесценнейшим документом.
Устроилась и личная жизнь зодчего. Со своей избранницей Варварой Алексеевной они стали мужем и женой. В семье появилось шестеро детей: дочери Аграфена, Екатерина, Елизавета, сыновья Василий, Павел, Матвей. Из жизни мастер ушел в конце октября.
- Архитектор Матвей Федорович Казаков поиск информации
- Матвей Казаков
- Архитектор Казаков Матвей Фёдорович: биография, известные работы. Здание Сената в Московском Кремле