Учебный полет
Успешно защитив в академии имени Жуковского дипломную работу, Гагарин после долгого перерыва приступил к тренировочным вылетам на учебной крылатой машине со сдвоенным управлением. За пару недель марта в 1968 г. он совершил почти два десятка полетов. Общая их продолжительность составила семь часов. Чтобы приступить к вполне самостоятельному выполнению программы, Гагарину требовалось осуществить еще два вылета в паре с Владимиром Серёгиным, Героем Советского Союза.
27 марта 1968 г. оба пилота на МиГ-15УТИ взлетели с аэродрома в Подмосковье. Был одиннадцатый час утра. Условия видимости казались неплохими. Высота нижнего уровня облаков составила чуть менее километра. По расчетам специалистов, выполнение задания в районе предполагаемого пилотирования не могло занять у летчиков более двадцати минут. Однако пилоты справились с задачей даже раньше, после чего Юрий Алексеевич сообщил по радиосвязи о завершении задания и попросил «добро» на возвращение к месту взлета. В этот момент связь с учебным бортом прервалась и больше не возобновлялась. Стало ясно – в небе что-то стряслось.
Поиски пропавшего экипажа
Когда на земле стало понятно, что у экипажа должно закончиться топливо, начались усиленные поиски самолета в зоне выполнения задания. Операция длилась несколько часов. Около 15:00 поисковый вертолет обнаружил элементы самолета в 65-ти километрах от места взлета. Это был район д. Новоселово, что во Владимирской области.
Вскоре на месте трагедии уже работала государственная комиссия. Поисковики обнаружили останки тел обоих пилотов, которые опознали сослуживцы, а также родственники. На месте катастрофы обнаружены были также вещи летчиков, в том числе бумажник, в котором находились водительские документы и фото конструктора Королёва. На ветке дерева обнаружили фрагмент летной куртки Юрия Алексеевича.
Причины трагедии
Государственной комиссии предстояло решить три важных задачи. Необходимо было детально изучить уровень подготовки погибшего экипажа, проверить, как были организованы и обеспечены в тот день полеты. Этим занималась летная подкомиссия. Инженерная часть комиссии проводила исследование остатков материальной части рухнувшего летательного аппарата. Третья группа, медицинская, должна была оценить состояние пилотов до вылета и во время полета.
Отчет комиссии тщательно засекретили. Детали проведенной проверки стали известными лишь позже из материалов статей и из доверительных бесед с некоторыми из членов комиссии. Официально причины трагического события остались не вполне ясными.
Исследование часовых механизмов показало, что трагическое событие имело место в 10 часов 31 минуту, то есть примерно через минуту после окончания радиообмена с наземными службами.
Комиссия сделала такой вывод: при изменении воздушной обстановки летный экипаж вынужден был совершить нестандартный маневр, после чего самолет сорвался вниз и вошел в неуправляемый штопор. Летчики предприняли попытку перевести самолет в горизонтальную плоскость. Однако машина столкнулась с поверхностью земли, в результате чего экипаж погиб.
Признаков отказа техники или ее неисправностей в ходе проверки не было выявлено. Был проведен также химический анализ крови погибших. Он не выявил наличия посторонних веществ.
Отдельную работу проводила особая комиссия КГБ. В ее задачи входило выяснение того, не была ли описанная трагедия результатом террористического акта или чьего-то злого умысла. Предположения не подтвердились. Однако чекисты выявили множество нарушений в действиях персонала, который обслуживал учебный полет.
Выводы ответственной комиссии были обнародованы к полувековому юбилею первого космического полета. Самой вероятной причиной случившегося назван нестандартный и очень резкий маневр, который имел место в ходе уклонения самолета от помехи. Этой помехой мог стать, к примеру, след от иного самолета, появившийся на пути экипажа. Результатом стал перевод машины за пределы критического режима, что и привело к обрушению летательного аппарата на землю.
К настоящему времени выдвинуты альтернативные версии происшествия, включая очень экзотические и невероятные, в том числе и такие, которые имеют политическую подоплеку. Подробности гибели космонавта Гагарина продолжают волновать многих людей.