Некоторые считают, что нет ничего страшного в том, что в детские годы ребенок перенес ряд негативных событий, которые, якобы, лишь укрепили его дух и способствовали формированию характера. Не всегда травмирующие события делают человека сильнее, бывает совсем наоборот.
Человек, получивший раннюю детскую травму, постоянно возвращается к похожим событиям, проживая их заново в настоящем моменте.
Например, если ребенка часто наказывали физически, в глубине души он сохранил серьезную обиду на всех родных и близких, причастных к его наказанию. В результате взрослый человек может вступить в отношения с партнером, который будет над ним издеваться и использовать такое же физическое насилие, которому ребенок подвергался в детстве. Подсознательно формируется установка, что терпеть наказание, грубую физическую силу и при этом таить в себе обиду – это норма поведения.
Иногда модель поведения, которую использовали родители или один из родителей, может быть взята на вооружение и применена во взрослой жизни по отношению к собственным детям. «Если меня наказывали и били, то я тоже буду наказывать и бить».
Полученная травма создает в теле постоянное напряжение. Человек будет находиться в состоянии тревоги и неспособности расслабиться. Если физическое насилие к ребенку применялось постоянно, то во взрослом возрасте человек начинает жить в роли агрессора или жертвы.
Жертва - никогда не сможет постоять за себя, не сумеет адекватно оценить ситуацию, в которой необходимо ответить на агрессию, унижение или оскорбление.
Агрессор – всегда найдет тех, на ком сорвать злость, будет обижать слабых, издеваться над теми, кто не может ему противостоять, и вступать в конфликты с применением физической силы.
Есть еще одна форма воспитания, приводящая к психотравме, когда родители полностью обесценивают самого ребенка и все его действия, стараются унизить, оскорбить, используют скрытую форму агрессии, обзывают или придумывают злые шутливые прозвища.
Например, если ребенок плохо учится, не убирает в комнате, не помогает по дому, вместо того, чтобы помочь и научить его что-то делать и выполнять домашние задания, чтобы получать хорошие знания, он слышит от родителей: «Ты никому не нужен!», «Ты бездарность, ничтожество!», «В кого ты такой (такая) уродилась?», «У тебя не руки, а крюки» и подобные высказывания. Обесценивание происходит и в тот момент, когда ребенок бежит к родителям, показывая свое творчество (рисунок, поделку, фигурку из пластилина), он вместо похвалы слышит совершенно другое: «Занялся бы лучше полезным делом», «Лучше бы помогла маме полы помыть».
Дополнительной формой обесценивания является попытка разрядиться и решить свои внутренние конфликты через ребенка. В этом случае ребенок не воспринимается как личность, а используется как «мальчик для битья», чтобы сбросить на него собственное напряжение.
Дети в таких семьях очень часто вырастают с «синдромом отличника». Для них бесконечно важно сделать все лучше других. И главная цель - чтобы родители их наконец-то полюбили.
С проблемами можно справиться самостоятельно, но это потребует от человека длительной работы над собой и своими убеждениями. Помочь в этом могут специалисты, работающие с психологическими травмами детства.