Фрейд полагал, что воспитание оказывает бОльшее влияние на становление личности и будущее человека, чем генетика. Он и сказал, что большинство проблем взрослых людей уходят корнями в детство, то есть в условия развития внутри семьи.

Разберем популярные проблемы во взрослой жизни и их корни из детства: неумение расслабляться и отдыхать, зависимости, запрет на выражение эмоций и многое другое. Поняв причины, можно помочь себе (дать то, чего не хватало) и избавиться от актуальных проблем.

Неспособность радоваться, отдыхать и расслабляться

За этим скрывается чувство вины и страх. А связаны эти чувства с родительскими установками типа:

  • «Не дурачься»,
  • «Веди себя нормально»,
  • «Хватит хулиганить»,
  • «Не шуми»,
  • «Что ты, как маленький»,
  • «Ты уже взрослый – нужно думать об учебе и работе».

Под каждой из этих фраз скрывается посыл «Ты мне мешаешь. Будь удобным и тихим».

Разрешите себе дурачиться и отдыхать. Убедите себя в том, что 10 или 20 минут отдыха не испортят вашу жизнь и не обнулят все предыдущие достижения. Для начала выделите специальное время, в которое разрешите себе быть «плохим мальчиком/девочкой», то есть быть неудобным своему внутреннему родителю. Постепенно увеличивайте это время, все больше раскрывая себя.

Пассивность и самоподавление

Дети, которых воспитывали фразами «Не позорь меня», «Сиди тихо и не высовывайся», «Почему ты не можешь просто быть нормальным, как все?» и подобными, вырастают в потерянных взрослых. Они запрещают себе заниматься тем, чем хочется, отматывают срок на нелюбимой работе и развлекаются при помощи алкоголя.

Нужно вспомнить все свои мечты и желания, начиная с самого раннего детства и вернуть себе хоть что-нибудь. Хотя бы обзавестись хобби, но еще лучше перестроить всю жизнь.

Сравнение себя с другими

Зависть и привычка сравнивать себя с другими связаны с деструктивным детским опытом

Дети, которых постоянно критиковали или сравнивали с другими («Почему у Пети 5, а у тебя 3?», «Почему ты не можешь быть такой же послушной девочкой, как Маша у тети Веры?» и т.д.), вырастают с привычкой сравнивать себя с другими и болезненной тягой заслужить наконец-то любовь родителей. Ведь такие фразы воспринимаются ребенком так: «Если ты будешь таким же способным/хорошим/умным, как Петя/Саша/Паша/Маша, то я буду тебя любить. А пока нет».

Перестаньте пытаться заслужить любовь за что-то. Дайте ее сами себе просто так. Осознайте свою уникальность и безусловную ценность. Каждый человек обладает уникальным набором врожденных характеристик (скорость реакций, подвижность нервной системы, задатки и многое другое), а также уникальным опытом. Мы все разные, поэтому ориентироваться нужно только на личные успехи.

Даже в педагогике (по идее, на практике это встречается редко) учитель выставляет оценку на основе не только общих правил и требований, но и на основе личных достижений ученика. Например, если в прошлом диктанте было 7 ошибок, а в свежей работе – 4, но в целом это все еще тянет на тройку, то учитель все равно ставит четверку.

Неспособность построить близкие отношения (дружба, любовь)

Недоверие к миру возникает по двум причинам: или родители убедили ребенка в том, что мир опасный («Все люди обманщики», «Не ходи туда») или своим примером показали, что люди – это зло (били и унижали ребенка, предавали). И то и другое приводит к замкнутости.

Нужно вылезать из своей раковины. Безусловно, среди людей встречаются и обманщики, и негодяи, и опасные типы, но это, скорее, исключения. Нужно учиться социальному взаимодействию, потому что потребность в общении и принятии обществом – одна из базовых потребностей личности.

Зависимые отношения

В зависимых отношениях оказываются люди, которые привыкли терпеть насилие в детстве

Речь идет о тех случаях, когда человек занимает инфантильную позицию и видит в партнере своего родителя. Он ждет, что партнер будет все решать за него, содержать его, заботиться о нем и т. д. Правда, иногда зависимость сочетается с насилием.

Такое поведение развивается в двух случаях: если родители все время твердили ребенку «Ты еще маленький», лишали самостоятельности и если, наоборот, ребенку приходилось быть родителем для своих родителей (во взрослой жизни он как бы проживает то, что упустил).

В любом случае, нужно учиться брать на себя ответственность и понемногу осваивать мир взрослых. Он не такой страшный, как кажется.

Проблемы с пониманием и выражением эмоций

Тот, кому с детства твердили что-то в стиле «Не реви», «Терпи», «Хватит ныть», «Не кричи» и т. д., привыкает блокировать свои эмоции и чувства во взрослой жизни. Чтобы не чувствовать себя обесцененным и униженным, ребенок отключает эмоциональную сферу и во взрослой жизни уже не может ее включить. Внешне он превращается в робота, но внутри него кипят страсти (копятся подавленные переживания, собранные за всю жизнь). Внутреннее напряжение выливается в психологические и психосоматические проблемы. Нужно учиться выпускать эмоции.

В заключение рекомендую прочитать книгу Н.И. Шерстенникова «Дом нашего детства. Детские корни взрослых проблем».