Хроника происшествия
В понедельник 21 января Росморречфлот сообщил, что в Керченском проливе горят танкеры «Венис» и «Маэстро», шедшие под флагом Танзании. Незадолго до этого корабли заходили в кубанский порт Темрюк. Пожар начался во время якорной стоянки в открытом море, которую устроили для перекачки природного газа в обход всех требований безопасности. Позже на одном из судов начавшийся пожар привел к взрыву. Общий объем перевозимого танкерами газа превышал 4,5 тонны.
На борту двух кораблей находились свыше 30 членов экипажа, в основном граждане Турции и Индии. На помощь к ним поспешили российские спасательные корабли, поиски уцелевших также велись при помощи вертолета. Были спасены 12 человек и найдены тела 14 погибших. Остальные моряки числятся пропавшими без вести, но шансы найти их живыми стремятся к нулю.
Пожар никак не отразился на судоходстве в районе происшествия. Однако возникла угроза загрязнения окружающей среды в результате разлива нефтепродуктов. В полной мере оценить ее масштабы мешают сложные погодные условия.
Причины пожара
Незадолго до трагедии танкеру «Маэстро» было отказано в использовании газового терминала в порте Темрюк из-за того, что судно включено в санкционный список США за перевозку нефти в Сирию. Работа с ним грозит поставщикам, операторам терминалов и покупателям попаданием под санкции. При этом танкеру «Венис» не было отказано в обслуживании. Как правило, он заправлялся российским и казахским газом, чтобы затем перегрузить топливо на «Маэстро», доставлявший его в Сирию.
Именно ограничения на прямые поставки природных ресурсов в эту арабскую страну толкают компании на серые схемы. При этом эксперты не считают, что подобным путем в Сирию попадают большие объемы энергоносителей. Существуют другие, более удобные варианты. Например, перекупка газа и перефрахтовка через офшоры.
Использование судов малой вместимости (2-5 тысяч тонн) также затягивает этот процесс по времени. Чтобы заполнить танкер объемом свыше 100 тысяч тонн требуется не один десяток перекачек от кораблей-доноров. Все нелегальные операции проводятся в свободной зоне, причем суда, доставляющие груз к месту назначения, иногда годами находятся в море, никогда не заходя в порт.
Кто несет ответственность
Россия не может контролировать то, что происходит за пределами ее территориальных вод. Поэтому вся ответственность лежит на владельцах и капитанах кораблей. В погоне за прибылью они пренебрегают нормами безопасности, правилами эксплуатации, правовыми запретами. Бороться с этой схемой практически невозможно.
Кстати, украинские власти, узнав о пожаре, поспешили обвинить Россию в незаконных поставках газа в Сирию. Однако контрабандная торговля велась и во времена украинского контроля в Керченском проливе. Подобная практика существует и у берегов Нигерии, в водах Юго-Восточной Азии.
Эксперты считают, что взять ситуацию под контроль могла бы проверка судов в нейтральных водах. Но тогда не избежать конфликтов с другими странами и досмотров российских кораблей с их стороны. Поэтому наиболее реальный выход – контроль и отслеживание информации о действиях судов, а при заходах в порт – проверка соблюдения требований безопасности.
В Керченском проливе ситуация осложняется тем, что для большегрузных кораблей (свыше 20 тысяч тонн) там нет портов подходящей глубины. Им подходит только порт в Новороссийске, но его чрезмерная загруженность и длинные очереди подталкивают отправителей грузов к использованию нелегальных схем. Помочь разрешению этой проблемы должно строительство порта «Тамань», который станет достойной альтернативой Новороссийску. Эксперты надеются, что тогда корабли станут чаще заходить в прибрежную зону и осуществлять перевал грузов по всем правилам.