Инструкция
1
Требовать от ребенка полного и безоговорочного послушания. Таким образом вы угнетаете его личность и не учите критичному мышлению. Подумайте, кого вы хотите вырастить, личность или робота, сильного человека или послушного солдата. Свои решения аргументируйте ребенку, подкрепляйте требования слушаться договоренностями и правилами.
2
Запрещать слишком многое. Если ребенку что-то нельзя, объясните, почему, какие могут быть последствия. А лучше покажите, как делать можно, а не как запрещается. Например, рисовать на обоях нельзя, но можно в альбоме. Если малышу очень хочется рисовать на вертикальной поверхности, то можно повесить на стену рулон бумаги или старых обоев, пусть рисует на них. Старайтесь запрещать только по-настоящему опасные действия, например, играть с острыми предметами и подходить к плите. Когда запретов слишком много, ребенок перестает их воспринимать.
3
Не учить, а требовать. Например, по возрасту вашему ребенку пора самостоятельно одеваться. Вы даете ему вещи и говорите, чтобы он их надел, мотивируя это тем, что одевали его много раз, и он должен был запомнить алгоритм. А надо действовать так: сначала одевать малыша, проговаривая, что вы делаете, потом делать это вместе, помогая ребенку, затем он одевается сам, а вы следите и при необходимости подсказываете. Только когда вы убедились, что навык привит, оставляете малыша одного с заданием.
4
Быть непостоянным. Понятно, что меняются и обстоятельства, и настроение, люди не автоматы и бывают разными в различные дни. Но в отношении принципов воспитания ребенка должно быть постоянство. Если сегодня что-то нельзя, а завтра можно или когда мама запрещает, а папа разрешает, это может дестабилизировать ребенка и отнять у него чувство надежности и защищенности. Это ощущение приходит из постоянства родителей.
5
Развивать таланты и умения, а не характер. Именно на личностные качества необходимо делать упор, а знания можно усвоить в любом возрасте. Кроме того, терпеливому, настойчивому и уверенному ребенку будет легче постигать любой предмет и заниматься творчеством.
6
Заботиться только о чувствах ребенка. Нужно не только беречь его душу, но и следить за правильностью его поведения. Если на прогулке ребенок отбирает игрушку у другого, а мама позволяет это, чтобы малыш не плакал, это неправильно. Когда поведение становится таким, его нужно корректировать, а не думать о чувствах. Представьте, каким вырастет малыш, если вы будете продолжать в том же духе. Он будет считать, что все ему должны.
7
Ругать за беспорядок. Сначала проверьте, не слишком ли много у ребенка игрушек. Может, из-за их засилья малыш не может поддерживать порядок. Убедитесь, что у каждого предмета в детской есть свое место, что малыш о нем знает, и что все игрушки легко возвращать на него. Обратите внимание на себя: кладете ли вы сами все вещи на свои места, поддерживаете ли порядок или убираетесь от случая к случаю.