Очень часто восприятие школьного предмета напрямую зависит от учителя: он может либо “влюбить”, либо на всю жизнь отбить охоту изучать язык. Как понять, что преподаватель не компетентен и, возможно, вовремя найти другого?
Слишком академичен
Что случится с второклассником, если обрушить ему на голову тонну грамматических правил с исключениями? То же, что и со взрослым - сначала паника, а потом ступор и твердая уверенность, что ему ни за что с английским не справиться. Детям сложно воспринимать информацию в академической подаче. Они гораздо эффективнее запоминают новые слова и правила через песни, игры, стихи и мультфильмы. Это не значит, что учитель должен все время развлекать детей и превращать урок в “перемену под присмотром”. Однако, смена видов деятельности благотворно влияет на восприимчивость детского мозга, и хороший учитель это знает.
Давит авторитетом
Конечно, учитель не должен быть “своим парнем” для каждого ученика. Тем не менее, его задача - обучить детей своему предмету, а не запугать их и внушить неуверенность в себе. Учитель - проводник в мир знаний. Если же преподаватель безостановочно закидывает детей правилами, толком ничего не объясняя, потому что “мы это разбирали на прошлом уроке” то это плохой знак. Обычно атмосфера в классе становится такой, что детям страшно лишний раз что-то спросить. А если все же кто-то решается, то учитель сначала отметит, что “стыдно такое не знать”, а потом посоветует нанять репетитора.
Скрывает свои методы
Если вам кажется, что ребенок много занимается, старается изо всех сил, а толку нет, спросите у учителя про методику, по которой он работает. В этом нет ничего обидного или страшного - вы имеете полное право задавать подобные вопросы. И нормальный учитель с удовольствием расскажет вам про план, которому он следует, методики, которых придерживается. А вот если преподаватель начнет рассказывать про “уникальные авторские наработки”, задумайтесь: как правило, это означает, что никакого плана или системы у преподавателя нет, а потому и эффекта от таких занятий тоже почти не будет.
Задает очень много домашней работы
Да, домашка – обязательная и очень полезная часть образовательного процесса. Без нее половина усвоенного на уроке быстро вылетит из головы, поэтому она обязательно нужна. Но ее не должно быть очень много: “правильная” домашняя работа должна занимать у ребенка не больше часа, у дошкольников и младших школьников - не больше получаса. И если уж совсем придираться, то по школьным регламентам на выполнение домашней работы по одному предмету у ребенка должно уходить не более 25 минут в день. И, конечно, важно, чтобы учитель потом эту домашку проверял и объяснял, что получилось, а над чем нужно еще поработать.
Перебивает и высмеивает
Учитель, который не дает ученику закончить мысль – пусть коряво, пусть с ошибками – это плохой учитель. Потому что именно так у детей формируется языковой барьер, который будет преследовать их если не всю жизнь, то очень долго. Язык – это в первую очередь средство коммуникации, он придуман для того, чтобы люди могли общаться между собой. И любой носитель языка гораздо лучше поймет того, кто говорит с ошибками, чем того, кто вообще не говорит. Конечно, учитель должен исправлять ошибки, но уже после того, как ребенок что-то сказал. И не стыдить, а просто исправить, объяснить.
Классический школьный юмор «а голову ты дома не забыл» – еще один любимый прием преподавателей, которые либо очень сильно не любят свою работу, либо пытаются заслужить популярность, подтрунивая над учениками и превращая их в посмешище. Это непедагогично и не может быть оправдано ничем.