Что такое грант?
. Грант – это социальная инвестиция. И если от обычной денежной инвестиции инвестор ожидает получить денежный доход, то в случае с социальной инвестицией инвестор ожидает получить социальный доход, то есть какую-то качественную социальную смену. Это в долгосрочной перспективе, а в краткосрочной, скажем, квалифицированные кадры готовы работать ради достижения этого изменения или благоприятное законодательное поле. Представьте, что вы хотите, чтобы в Украине, наконец, не стало детских домов и готовы потратить на это определенные средства.Вы не можете ожидать, что детдома исчезнут уже завтра, сколько бы денег вы не вкладывали, ведь любое социальное изменение требует много времени и больших усилий. Но вы, например, можете вложить деньги в образование социальных педагогов и социальную рекламу, которая поощряла бы людей создавать детдома семейного типа. И чем больше денег вы вкладываете и что лучше работают распорядители инвестированных вами средств, тем больше шансов у нас получить качественную социальную смену через несколько лет.
Кому дают гранты?
Логично, что вы хотите, чтобы вашими деньгами распоряжались профессионалы того сектора, в котором вы бы хотели что-то изменить. Экологи и ученые, если проблема, которую вы хотите решить касается окружающей среды, педагоги и социальные работники, если речь про те же детские дома или опытные медийщики, если вы хотите улучшить уровень журналистики в стране. В каждом секторе есть общественные организации, целью которых и является внедрять качественные социальные изменения в своем секторе. Именно им вы отдаете деньги.
Просто так берут и отдают?
Нет. Общественных организаций много, а денег все же количество ограничено. Поэтому, как правило, такая помощь предоставляется победителям грантовых конкурсов для неприбыльных организаций. То есть вы объявляете конкурс на распоряжение определенной суммой денег.В условиях конкурса вы описываете свои приоритеты, описываете идеального распорядителя (то есть как должна выглядеть общественная организация, которой бы вы могли доверить выполнение своих целей – опыт работы в секторе, количество денег, которыми организация распоряжался в прошлом, типы проектов, которые организация сумела успешно выполнить и т.д.) и определяете конечную дату выполнения проектов и конечную дату подачи заявок. И самое главное – создаете анкету, которую будут заполнять заинтересованные некоммерческие организации.
Общественные же организации, в свою очередь, мониторят грантовые конкурсы и заполняют анкеты, в случае, если ваши приоритеты соответствуют целям их организаций. В анкете они, обычно, предлагают вам конкретные проекты, то есть способы решения, вашей социальной проблемы и разрабатывают бюджет. В бюджете четко указывают сколько им нужно денег для воплощения задуманного и на что именно они пойдут.)
А потом вы, то есть грантодатель, выбираете один или несколько лучших проектов и инвестируете в них, в соответствии с указанными бюджетами.
Между грантодателем и организацией заключается договор, согласно которому спонсор предоставляет деньги или ресурсы реципиенту при условии выполнения им определенных требований, предусмотренных в настоящем договоре. Как и любой договор грантовый договор может быть расторгнут и тогда распорядитель грантовых средств вынужден будет вернуть деньги. Собственно, как и в случае, если выполнит, скажем, не все условия указанные в договоре.
О каких суммах речь?
О разные. От нескольких сотен рублей до нескольких сотен тысяч долларов, а в отдельных случаях и миллионов.
Откуда берутся грантовые деньги? И кто их раздает?
Вы также вполне можете стать донором, достаточно даже несколько сотен рублей. Но давайте по порядку.
Грантовые деньги имеют несколько источников поступления:
Краудфандинг – совместный сбор средств обществом на какую-то социальную инициативу, проект или благотворительность. Обычно такой сбор средств происходит на специальных краудфандингових платформах, которые имеют свои формы к заполнению, правила и условия.
Работает это следующим образом. Люди, группы людей или общественные организации, которые имеют идею социального проекта заполняют форму заявки на сайте платформы, определяют сумму, которую им нужно собрать и количество дней, которое будет длиться кампания, далее – заявка проходит модерацию администраторов платформы, при необходимости возвращается на доработку и только потом публикуется на сайте.
Все проекты, на которые идет активный сбор средств можно увидеть на главной странице. У каждого проекта видно, сколько дней осталось до конца кампании, и сколько денег уже собрано. Платформа оставляет себе 10% от суммы, если сумма собрана полностью и вовремя, и 15% – если до конца кампании проект собрал половину или больше от запланированной суммы. Если же команде проекта не удалось собрать и половины – деньги возвращаются благотворителям. Такие или похожие правила действуют почти на всех краудфандингових платформах.
Среди других известных краудфандингових платформ, например, GoFundMe (www.gofundme.com). Платформа была основана в 2010 году и за время своего существования, так же как и Кикстартер, собрала более 3 миллиардов долларов. В случае этой платформы – в основном на социальные проекты и благотворительность. И хотя, как видите, украинцы еще не готовы вкладывать в социальные инвестиции так много дело начало двигаться и у нас. В прошлом году Спільнокошт даже открыл институциональный краудфандинг, где общественно важные организации и бизнесы могут попробовать собирать деньги уже не на проект, а на собственное развитие. И здесь уже речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч гривен.Краудфандинг, кстати, и является тем самым видом грантовых средств, где ваши несколько гривен могут очень даже помочь.
Донорские гранты – средства переданные правительствами развитых государств и\или меценатами в специальные фонды (они же – донорские организации), которые в свою очередь распределяют их в соответствии с собственными приоритетами и/или приоритетами заказчика на решение острых социальных проблем в собственной или менее развитых странах. Если совсем просто, то выглядит это примерно так: есть большая развитая государство или очень богатый человек бюджет которой позволяет выделить определенную сумму денег на развитие демократии или решения социальных проблем в менее развитых государствах.Эти средства правительство или человек передает в управление большим государственным (правительственным) или негосударственным (неправительственным) организациям или фондам (чаще последнее, отсюда и всем известная аббревиатура NGO – non-governmental organization). Эти крупные организации как раз и разрабатывают приоритеты и планы решения тех или иных проблем в тех или иных странах.
А поскольку достаточно трудно решать насущные проблемы в другой части мира, эти организаторы становятся донорами меньших организаций на местах, которые занимаются развитием того или иного сектора в странах, которым фонд собирается помогать. То есть тем самым общественным организациям, о которых мы говорили выше. Чтобы выбрать лучших контрагентов международные фонды и организуют грантовые конкурсы и нанимают локальных экспертов, а некоторые даже открывают собственные офисы в приоритетных странах. Часто контрагентами международных фондов становятся направления правительства стран, что развиваются.То есть распорядителями средств становятся госслужащие. К сожалению, именно здесь чаще всего и начинаются проблемы, но об этом позже. А например вот здесь вы можете найти список крупнейших международных доноров, которые работают в Украине и краткую информацию об их приоритетах.
Корпоративная Социальная Ответственность (КСО) – достаточно новый вид грантовой помощи, это помощь бизнесов общественным инициативам и организациям, которые принадлежат к числу приоритетов компании. Часто сами компании закрывают вопрос с корпоративной социальной ответственностью просто – перечисляют средства на благотворительность или покупают новогодние подарки детям из детских домов. Впрочем, это направление активно развивается и компании все чаще готовы поддерживать социальные проекты, которые соответствуют их приоритетам. Например, в прошлом году компания Shell поддержала цикл статей об украинских ученых на сайте Platfor.ma. Спецпроект назывался “Научный подход” и открыл много новых имен. Еще один способ, в который компании охотно помогают – это собственными ресурсами. Могут, например, отправить команду сотрудников отстраивать некую историческую стену какого-нибудь исторического замка. Таким образом доброе дело совместят с тимбилдингом.
А чтобы получить грант, обязательно ли иметь общественную организацию?
Зависит от вашей цели. Во-первых, существуют индивидуальные гранты – их фонды или меценаты дают физическим лицам (то есть обычным людям, без организаций и предприятий) на обучение зарубежом, исследовательскую или творческую деятельность, производство какого-либо продукта (например, журналистам часто дают индивидуальные гранты на подготовку конкретного расследования или серии публикаций на тему прочее). Такие гранты чаще всего выдают через открытые конкурсы, которые мало чем отличаются от грантовых конкурсов для организаций.
Во-вторых, есть доноры, которые соглашаются работать с коммерческими организациями, но таких доноров мало. Поэтому даже в случае фондирования социальных бизнес-проектов доноры часто просят грантополучателей создать свои общественные неприбыльные организации, таким образом несколько предохраняя себя от нецелевого использования средств. Ведь все деньги, которые попадают на счета коммерческих компаний автоматически считаются доходом, то есть по закону должны вести к обогащению, а это для работы с грантами очень не желательно.Кроме того на сборы коммерческих организаций начисляются дополнительные налоги, что увеличивает стоимость администрирования гранта для доноров.