Хан Казы-Гирей
Именно этот татаро-монгольский хан спровоцировал основание древнего монастыря. Так, в 1591 г. у Москвы стояли войска Казы-Гирея. Войска были готовы обороняться, но местные жители опасались больших потерь. Чтобы защититься и получить благословение, царь Руси Федор Иоанович приказал священнослужителям обойти с иконой Донской Божией Матери по всей линии обороны. Что они и сделали.
По сказаниями, именно эта икона сохранила жизнь и боевой дух Дмитрия Донского, когда он с войсками участвовал в историческом Куликовском сражении.
После освящения иконой границы обороны на рассвете московские войска не поверили своим глазам — орда скрылась от стен столицы Руси и отказалась от битвы. Решающего боя так и не произошло. Люди поверили в чудесную защиты иконы и Всевышнего.
Через два года в честь Донской Богоматери и радостного события возвели на месте будущего монастыря каменный храм. Сегодня он называется Малым собором Донской иконы Божией Матери. Это положило начало строительства обширной обители в центре Москвы.
Кстати, участком, где началось строительство, стало то самое «гуляй-поле», на котором располагалась мобильная армия русских войск, готовая к встрече орды.
История монастыря
Возведенный каменный собор назвали «трапезным». И только позже, когда был построен Большой монастырский собор, трапезный храм переименовали в Малый. Предположительно проектировать первый монастырский собор царь мог поручить известному и почитаемому зодчему Федору Коню.
Донская обитель стала для Москвы защитным сооружением с юга, она закрывала также и центральную Калужскую дорогу. В комплексе с остальными монастырями Донская обитель была включена в кольцо укрепления, создаваемое для усиления обороны города.
Однако это не спасло монастырь от разорения в Смутный период истории. Поляки разграбили обитель, нашествием тогда командовал гетман Ходкевич. Ушли годы на то, чтобы восстановить разоренные строения, для этого на время обитель передали в подчинение Андроникову монастырю в Москве.
Много усилий для возрождения утраченной обители приложили русские цари Михаил Федорович, а затем и сын его Алексей Михайлович. В период их покровительства монастырь как «богомольное место» стал интересен паломникам, совершавшим крестные ходы, а также стал популярен среди знати и русских государей.
18-19 века
В 1705 г. император Петр I передал руководство обители архимандриту Лаврентию. Поскольку он был грузинского происхождения (по фамилии Габашвиши), Донской монастырь превратился в культурный центр разных народов и связующее звено между Грузией и Россией. Более того, на кладбище при монастыре начали хоронить потомков князей и царских особо грузинских кровей.
В 70-е гг. 18 века во время масштабной эпидемии чумы в столице власти приняли решение не делать более захоронения в черте города, чтобы избежать подобных вспышек в дальнейшем. А поскольку монастырь чертой города не являлся, его некрополь стал сильно расширяться.
В результате нападков Наполеона Донская обитель пришла в упадок. И все же сильные пожары не уничтожили ни одного монастырского здания, поэтому они были быстро восстановлены после войны.
Монастырь со временем занялся просветительской работой. Так, в 1834 г. здесь начало работать духовное училище, после обучения в котором можно было поступить в духовную семинарию. Уже тогда дети из семей, чьи родители не в состоянии были оплачивать обучение, посещали училище бесплатно.
20 век
Донская обитель была вписана в историю еще и тем, что в ней долгое время проживал, а затем и упокоился патриарх Тихон. Он резко публично высказался во время революции 1917 г., назвав все происходящее зверством. За что его долго преследовали, а затем изолировали от паствы. Так патриарх поселился в обители.
В 1925 г. опальный церковник был похоронен в Малом монастырском храме. Спустя несколько месяцев монастырь был закрыт. Власти превратили его в антирелигиозный музей. Позже здания монастыря использовались как интернат, а затем и как фабрика, и даже как молочная ферма.
В 1935 г. в монастыре открыли музей архитектуры. Со всего города сюда свозили куски стен уничтоженных старинных построек. Здесь оказались и горельефы снесенного Храма Спасителя, а также древние художественные надгробия, художественные наличники, ранее украшавшие Сухаревскую башню.
Спустя много лет (уже после завершения Великой Отечественной войны) был возвращен Малый собор, при этом монастырь восстановлению не подлежал.
И только в 1982 г. вновь заговорили о возрождении обители как полноценного религиозного сооружения. Через 8 лет здания, ранее являвшиеся обителью, были переданы в собственность церкви. Это было начало глобальных реставрационных работ.
Чудо в обители
Одно из последних чудес в истории обители – неожиданная и очень важная для христианства находка святых мощей самого патриарха всея Руси Тихона. Дело в том, что на его похороны, который проходили 25 марта 1925 г., в могилу допустили только избранных архиереев. Затем монастырь был закрыт советской властью, которая также пустила слух, что передала тело святителя для сожжения в крематории. По другим слухам, мощи патриарха отправили для захоронения на Немецком кладбище.
Работа монастыря в привычном укладе была возобновлена лишь с 1991 г. В ходе реставрации проводился и розыск возможно сохранившихся в монастырских стенах мощей. Лишь 19 февраля 1992 г. археологи обнаружили спрятанный и запечатанный склеп самого патриарха. Стало очевидной причина того, что во время процедуры похорон в собор пустили лишь несколько мужчин – важно было сохранить тайну захоронения и скрыть могилу святейшего от возможного разорения.
Сегодня рака с мощами патриарха всея Руси установлена в Большом монастырском соборе. Ежедневно множество паломников приходят поклониться ей.
Некрополь
Некрополь при монастыре образовался в конце 17 века.
Последнее упокоение на монастырском кладбище, под которое отведено большая территория обители, нашли большинство российских известных дворян – здесь похоронены и Трубецкие, и Голицыны, и Долгоруковы, и Вяземские. В некрополе можно встретить фамилии знаменитых отечественных историков и писателей: Ключевского, Солженицына, Ивана Шмелева. Здесь лежат философы Ильин, Чаадаев и Одоевский.
Здесь можно увидеть могилы ближайших родственников поэта Александра Пушкина.
Туристы с удовольствием слушают истории жизни выдающихся личностей у могил русского механика Н.Е. Жуковского, жестокой помещицы Салтычихи, российских белых генералов В.О. Каппеля и А.И. Деникина.
Верующие приезжают в Донскую обитель поклониться могиле Якова Полозова, служившего келейником при Московском патриархе Тихоне.
Как добраться
Сегодня Донской монастырь является действующим религиозным учреждением. Во всех храмах и соборах каждый день проводятся богослужения.
Здесь также работают мастерские по направлениям:
- реставрационные работы
- золотошвейное
- иконопись.
Действует и воскресная детская школа. Для детей постарше – старшеклассников и студентов – работает клуб молодежи.
Адрес и телефон:
- Донская площадь, дома 1-3.
- Ст. м. «Шаболовская». После выхода направо до перекрестка с Первым Донским проездом, затем направо до основных ворот.
- Справки по номерам: +7 (495) 952-14-81, +7 (495) 954-40-24.
Зайти на территорию комплекса можно с 7-00 до 19-00 часов.