Дебаркадеры обрели популярность на волне развития промышленности. Когда вовсю шла индустриализация, время выгрузки и погрузки играло решающую роль.
Дебаркадер обычно состоит из трех частей: понтон, рампа и сходни.
В первую очередь дебаркадер призван уравнивать по высоте недвижимую часть инфраструктуры склада или порта с подвижной платформой транспорта. Это значительно облегчает погрузочные или разгрузочные работы, а также высадку или посадку пассажиров.
Кроме того, хороший дебаркадер должен защищать груз или людей от неблагоприятных погодных условий.
Виды дебаркадеров
- Пристань. Обычно это сооружение на воде, которое играет роль порта. Строится либо на основе бетона или металла, либо на деревянных сваях, либо путем комбинирования нескольких материалов.
- Площадка на складе. Для удобства и быстроты погрузки и разгрузки в складских помещениях предусмотрены специальные площадки. Они могут быть изготовлены из бетона, металлических конструкций или дерева. Современные площадки для разгрузочных зон оборудованы автоматикой: они выдвигаются и задвигаются по требованию и не занимают много места.
- Платформа для пассажиров. Чтобы людям было удобнее заходить в транспорт или покидать его, в местах остановки пассажирского транспорта предусмотрены специальные платформы. Обычно они оборудованы крышей от осадков или солнца, а также урнами, лавочками и различными указателями, необходимыми для лучшего ориентирования. В 19 веке подобные платформы назывались амбаркадерами.
Кроме того, дебаркадеры также делятся на стационарные и подвижные. Стационарный дебаркадер после сооружения остается на месте. Чтобы загрузить или разгрузить транспорт, необходимо подвести этот транспорт к зоне выгрузки.
Подвижный дебаркадер, наоборот, можно без проблем переместить к транспорту, например, с помощью буксира. Самые популярные подвижные дебаркадеры – плавучие пирсы. Они очень удобны для работы, однако при их эксплуатации необходимо соблюдать максимальную осторожность, потому что их легко повредить или затопить.
Для чего еще используются дебаркадеры
В городах, где есть реки или озера принято использовать дебаркадеры в качестве объектов для застройки. На воде строят гостиницы, рестораны, кафе и даже жилые дома. Делается это либо из-за нехватки места на твердой земле, либо для привлечения туристов, либо из-за чересчур высокой цены на земельные участки.
В советскую эпоху на базах отдыха было широко принято использовать дебаркадеры для размещения отдыхающих. Мало кто мог устоять перед такой романтической возможностью – жить на воде. Подобные сооружения были большими, красивыми и величественными, каждый дебаркадер имел собственный стиль и неповторимый шарм.
Сейчас эти дебаркадеры зачастую развалены и покинуты людьми, они посещаются лишь любителями заброшенных зданий.