Художественный скандал
В 1894 году австрийскому художнику Густаву Климту поручили выполнить заказ на написание трех картин, которые должны были украсить потолок зала Венского университета.
В 1900 году первая из них, «Философия», была показана на выставке Венского сецессиона и произвела фурор со знаком «минус». Климт подвергся яростным нападкам, поскольку по мнению консервативной публики и профессуры университета, картина отдавала порнографией. Вместо ожидаемого аллегорического изображения в традиционной манере, художник наполнил полотно натуралистично написанными обнаженными телами. Что вызвало недовольство и было воспринято как безнравственность.
Эту же картину, в том же 1900 году, художник экспонировал на Всемирной выставке в Париже. Там она тоже произвела фурор, но теперь ср знаком «плюс» и даже получила золоту медаль. Вторая картина Климта, «Медицина», также удостоилась восхищения парижской художественной общественности.
Тем временем, спор между Густавом Климтом и заказчиками разросся нешуточный и вырос до, так называемого, «художественного скандала». Что стало его результатом?
Во-первых, третью картину — «Юриспруденцию», Климт написана ещё более вызывающем образом.
Во-вторых, все три «факультетские картины» меценат, покровитель и друг художника Август Ледерер выкупил у университета в 1905 году.
В-третьих, «не было бы счастья, да несчастье помогло»: Климт прекратил принимать государственные заказы. Он сменил акценты в своём творчестве: писал пейзажи и портреты. Благодаря этому обстоятельству появились такие шедевры «золотого периода» как «Портрет Адели Блох-Бауэр» («Золотая Адель»), «Юдифь I» и «Поцелуй».
Густав Климт. Портрет Адели Блох-Бауэр I («Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза»). 1907
Климта охватывало смятение после столь неприятной истории с «факультетскими картинами». Репутация и популярность художника значительно пошатнулись В письме другу он писал: «Либо я слишком стар, либо слишком нервничаю, либо слишком глуп, но должно быть что-то не так». В таком состоянии в 1907 году он приступил к созданию картины, которая в будущем станет, пожалуй, самым популярным его произведением и национальным достоянием Австрии.
С этой своей работой он сразу попал в точку. «Поцелуй» был куплен в венскую Галерею Бельведер (Galerie Belvedere, Wien) за баснословную по тем временам сумму ещё до того, как был закончен. Галерея заплатила 25 000 крон. Для сравнения: ранее в Австрии самая высокая цена за картину составляла всего 500 крон.Густав Климт. Поцелуй. 1908
Действие, происходящее на картине. Противоположные мнения.
Если говорить о восприятии зрителями действия, которое происходит в «Поцелуе», то тут не всё однозначно.
Несомненно, картина эротичного содержания. На это указывают не только объятия и сам поцелуй. Искусствоведы считают, что узор одеяния мужчины напоминает фаллический символ, а орнамент на одежде его возлюбленной, в свою очередь, женский интимный орган. Пару осыпает золотой дождь, подобный тому, каким была осыпана Зевсом Даная.
Историк искусств Альберт Элсен отмечает: «Его натурщица не позирует... Она выглядит сознающей, что она наедине с мужчиной, глубоко увлеченным ею не как поэтическим образом, а как женщиной».
Большинство поклонников картины воспринимает происходящее на ней как романтичную сцену: пара влюблённых поглощена друг другом в своей вселенной, страсть разгорается, женщина тает в руках мужчины.
Но существует и другое мнение: некоторые не видят добровольного согласия на поцелуй со стороны женщины. Мужчина подавляет её своим доминированием и явно употребил физическую силу. Женщина упала на колени и прекратила сопротивляться в заведомо неравной борьбе. Она не в состоянии увернуться от поцелуя, безвольно обмякла, её вялые руки не пытаются прижать к себе возлюбленного. Одна рука, как плеть, висит на его шее, а вторая слабо придерживает мощную кисть поглощенного горячими чувствами мужчины.
Кто изображен на картине. Догадки.
Знаток творчества художника и автор книги о нём Альфред Вайдингер считает, что в картине «Поцелуй» Климт изобразил себя и свою многолетнюю подругу Эмилию Флёге. Но это противоречит высказыванию самого Климта: «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди». Что касается, Эмилии, то также нет уверенности, что это она. Оба они никаких пояснений к «Поцелую» не оставили. Пролить какой-то свет могла бы их переписка. Но Флёге после смерти Густава письма сожгла. А найденные открытки, которые они посылали друг другу, ничего не прояснили даже в их личных отношениях.
Густав Климт и Эмили Флёге в саду виллы «Олеандр» близ Аттерзее
Некоторые полагают, что образом для прекрасной дамы из «Поцелуя» послужила Адель Блох-Бауэр, супруга венского промышленника Фердинанда Блоха, портрет которой, — «Золотая Адель», он написал в 1907 году.
Адель Блох-Бауэр
Третьи усмотрели в облике героини картины рыжеволосую Хильду Рот — модель, которую он писал в таких своих работах как «Даная», «Золотая рыбка».
Густав Климт. Золотая рыбка, 1901-1902. Даная, 1907-1908.
Также существует совершенно мелодраматичная, ничем не подтвержденная романтичная история. Она выглядит приблизительно так: некий богатый мужчина заказал Климту картину с просьбой изобразить его в поцелуе с невестой. Увидев готовую работу, он спросил художника почему же на ней нет поцелуя из уст в уста. На что тот якобы ответил, что хотел показать любовь, пьянящий накал растущего желания, предваряющий дальнейшие события. Заказчик и его любимая остались довольны такой трактовкой. А на самом деле, Климт, мол, скрыл настоящую правду и не признался в том, что сам влюбился в девушку. Потому не пожелал изображать её целующейся с другим мужчиной, а в образе обнимающего её человека изобразил себя, поэтому скрыл лицо героя картины. Вот такой интересный сюжет.
В действительности нет однозначного мнения и о том, кто изображен на творении Климта. Все попытки доподлинной идентификации образов картины с конкретными людьми пока безуспешны.
Журналист Адриан Бриджбасси в статье по поводу 150-летия Густава Климта, оценивая масштаб и значение «Поцелуя», написал, что эта картина превосходит все ожидания, в отличие от крошечной и подавляющей «Моны Лизы». Бросив тень на более почитаемую в мире картину, он пояснил, что «Поцелуй» делает то, что должно делать великое произведение искусства: удерживает взгляд, заставляет восхищаться его эстетическими качествами, внушает желание понять, что кроется за его внешней стороной.
Завет Густава Климта
- Музей Климта
- Галерея Бельведер, Вена