Что такое клиентоориентированность
Клиентоориентированность – это направленность организации в целом и сотрудников в частности на удовлетворение всех потребностей клиентов.
Чтобы выдержать конкуренцию необходимо придерживаться ряда правил, в числе которых привлечение новых клиентов и удержание постоянных заказчиков. Для этого необходимо разработать маркетинговую программу, ориентированную на потребности и пожелания реальных и потенциальных клиентов, партнеров или заказчиков.
Программа может в себя включать:
- ряд скидок и бонусов для оптовиков и постоянных клиентов;
- рекламные предложения;
- специальные услуги, ориентированные на определенную группу клиентов.
Клиентоориентированность начинает интересовать бизнесменов чаще всего в том случае, если они хотят повысить уровень продаж, увеличить количество клиентов или получить большую прибыль, чем в прошлом отчетном периоде. Другими словами клиентоориентированность – это инструмент, позволяющий получать новых лояльных клиентов, за счет чего происходит увеличение прибыли организации.
Клиентоориентированная компания и ее сотрудники
Существует разделение на клиентоориентированного сотрудника и клиентоориентированную компанию. Для успешной работы важно, чтобы политика компании была нацелена на удовлетворение интересов клиента.
В компании разрабатывается точный регламент поведения сотрудников при общении с клиентами. Согласно данному документу фирма производит найм, обучение и контроль работы персонала.
Чтобы разработать такой регламент, компания изначально должна расставить правильные приоритеты в работе и поведении при конфликтных ситуациях. В сфере продаж и услуг это обычно касается правил общения с покупателями, возврата либо обмена товара, возврата денег за некачественно оказанную услугу и различных бонусных и скидочных акций.
Клиентоориентированный бизнес рассчитан исключительно на долгосрочную перспективу и со временем эти усилия окупаются в виде постоянных заказчиков и стабильного дохода. Предприятия, не заботящееся о потребностях своих клиентов стремительно теряют репутацию и становятся «однодневками». Клиентоориентированная компания всегда сначала вкладывает деньги в рекламу и репутацию, но спустя время получает с этого хорошие дивиденды.
Клиентоориентированный сотрудник – это работник, умеющий определять, а иногда даже предугадывать потребности клиента и полностью их выполнять (в рамках закона Российской Федерации).
Клиентоориентированный сотрудник – весьма ценный трудовой кадр, ведь благодаря грамотной работе с клиентами повышается уровень продаж, происходит привлечение новых заказчиков и соответственно рост прибыли и репутации компании.
Особенно ценятся такие опытные сотрудники в сфере туризма, продаж и бытовых услуг. Главное – не перегнуть палку, в итоге работы клиент должен остаться доволен обслуживанием, купленным товаром либо оказанной услугой, а фирма полученной прибылью и положительным отзывом.
Внутренние и внешние клиенты
Внешние клиенты – это люди, которые обращаются в компанию за какой-либо услугой.
Внутренние клиенты – это непосредственно сотрудники компании.
Для успешной работы фирме необходимо работать не только с клиентами, но и с собственным персоналом. Грамотные руководители дорожат своими кадрами и всячески их стимулируют и поощряют. Однако наиболее верный подход к работе с персоналом – четкая система поощрений и наказаний. Сотрудник должен знать свои обязанности и быть заинтересованным честно и добросовестно работать.
Довольные условиями труда и отношением начальства сотрудники лучше работают, что отражается на их отношении к внешним клиентам и прибыли фирмы в целом.
Существует перечень факторов, по которым можно судить насколько клиентоориентирован сотрудник: спокойствие и позитивный настрой; уверенное и доброжелательное общение с клиентом; владение информацией о предоставляемой услуге или товаре; умение быстро адаптироваться и находить выходы в сложных конфликтных ситуациях; грамотная речь и способность к убеждению; умение маневрировать и находить общий язык с разными клиентами.
Грамотный руководитель должен понимать, что клиентоориентированность – это не просто хороший сервис. В первую очередь необходимо проводить обучение сотрудников и вводить маркетинговые методики в работу компании.
Одно из известных определений маркетинга: «Маркетинг – это процесс предугадывания и удовлетворения потребностей клиента с выгодой для себя». Вот именно такому предугадыванию и должны быть обучены сотрудники компании, начиная от рядовых продавцов и менеджеров и заканчивая составом директоров.
Еще один важный навык клиентоориентированных специалистов - это внимательность. Наблюдая и анализируя поведение, просьбы, жалобы и замечания клиентов можно выработать ряд весьма полезных предложений и методик, позволяющих сделать работу компании более продуктивной.
Не стоит экономить на маркетологах, именно они могут вывести компанию на более высокий уровень.
Клиентоориентированность на примере работы гостиницы (отеля)
В туристическом бизнесе очень важен такой фактор как клиентоориентированность. Многие люди, выбирая отель или гостиницу для отдыха, во многом опираются именно на данный фактор.
В качестве примера можно привести ряд дополнительных услуг в туристическом бизнесе, направленных на удовлетворение потребностей своих гостей.
Специальный пакет для семейного отдыха с детьми:
- предоставление кроватки (люльки) для малышей;
- прокат прогулочных колясок;
- анимация и проведение детских праздников;
- детский бассейн с подогревом;
- детская площадка;
- услуги няни и педиатра;
- детское меню в столовой;
- скидки многодетным семьям и малышам до определенного возраста;
- организация экскурсий;
- прокат спортивного и детского инвентаря;
- трансфер.
Пакет «активный отдых»:
- трансфер;
- организация групповых и индивидуальных экскурсий;
- дискотека;
- возможность приобрести билеты на различные мероприятия на ресепшене гостиницы;
- прокат автомобилей и скутеров.
Если гостиница расположена в красивой природной зоне, маркетологи должны по максимуму использовать этот фактор. Могут быть предложены следующие услуги:
- рыбалка;
- катание на лошадях;
- баня или сауна;
- катание на лодках;
- пейнтбол в специально отведенной части леса;
- контактный зоопарк;
- мини-ферма.
Для удобства иностранных гостей персонал отеля должен свободно владеть английским языком.
В туризме весь бизнес построен по принципу клиенториентированности. Персонал хорошего отеля должен предугадывать желания и удовлетворять все потребности клиентов. В туристическом бизнесе главное – это репутация и хорошие отзывы отдыхающих. Довольные обслуживанием, питанием, организацией досуга и условиями проживания гости непременно вернутся в отель еще не раз и обязательно посоветуют его своим друзьям и знакомым.
Главное отличие шикарного отеля от просто хорошего в том, что в нем не придется о чем-то дополнительно просить. Гости сразу получают все необходимое и даже больше.
Клиентоориентирование в сфере продаж
Что касается прямых продаж, клиентоориентированность в данной отрасли играет первостепенную роль. Например, магазины бытовой техники предоставляют покупателям ряд бесплатных услуг:
- доставку;
- установку техники;
- консультирование по эксплуатации.
У сетевых магазинов есть свои сайты и интернет-магазины. В крупных торговых центрах для удобства покупателей функционируют лифты, эскалаторы, игровые зоны и детские комнаты, фудкорты, красивые локации и оригинальное интерьерное оформление. Все это обеспечивает комфортное нахождение и приятные эмоции от шопинга. Практически все продавцы нацелены на приятное и вежливое общение, особенно если получают процент от своих продаж. В итоге люди много времени проводят в магазинах и тратят больше денег.
Можно сделать вывод, что клиентоориентированность организации базируется на трех основных принципах: стремление компании минимизировать проблемы клиентов во время сотрудничества; детальное рассмотрение проблем и вопросов покупателя с полным и понятным разъяснением; проведение оценочного анализа доходности от продаж; формирование достойного уровня сервисного обслуживания.
Если руководство компании будет уделять достаточное внимание клиентоориентированности, ее ждет успех. Довольные клиенты непременно сделают рекламу вашему бизнесу и оставят хорошие отзывы, что приведет к его процветанию.