Концепция жизненного цикла товара – это термин, который маркетологи используют, чтобы описать все стадии товара на рынке, от поступления на рынок до снятия с рынка. Она учитывает сам товар, его особенности, а также, особенности поведения конкурентов и потребителей.
Сама эта концепция остается классической и не устаревает с годами. С чем это связано? Главная причина: жизненный цикл товара всё время сокращается. Раньше швейной машинкой пользовались долго она передавалась по наследству, а сейчас одни товары сменяют другие, и новые модели машинки появляются каждый год. Маркетологи пытаются понять, почему так происходит, и стараются определить, как и чем заменить товар, чтобы он стал популярным и востребованным, учитывая ситуацию, которая складывается вокруг товара.
Эта концепция также очень полезна при планировании. Компании очень важно понять, сколько тот или другой товар может быть на полках магазина, не пора ли менять ассортимент, и на что его менять.
Концепция выделяет несколько фаз жизни товара:
· Внедрение.
· Стадия роста.
· Зрелость на рынке.
· Стадия спада.
Для планирования маркетологам важен объем продаж, который меняется, и прибыль, которую приносит продукт. На первом этапе прибыль может быть отрицательной: компания вкладывает средства для того, чтобы создать продукт, вывести его на рынок, на рекламу, создания сети сбыта. Сначала все эти затраты больше, чем прибыль, которую приносит продажа товара. Позже, когда будет пройдена точка безубыточности, продукт окупит затраты, которые понесла компания, затем компания станет получать прибыль.
Максимальную прибыль продукт приносит на этапе зрелости: в это время продукт хорошо известен, дополнительных затрат на рекламу он не требует, и потребители охотно покупают его. Следующая стадия – стадия спада. В какое-то время продажи падают, и более привлекательным становится другой продукт. Компании важно понять, в какой момент товар стоит снять с рынка и заменить другой моделью, или другим товаром.
Важная характеристика товара на рынке – поведение конкурентов, а также их количество. У растущего товара больше конкурентов, на этапе спада конкурентов всё меньше, но товар им проигрывает.
Понимая закономерность жизненного цикла товара, вы сможете более успешно планировать работу своей компании, с значит – станете более успешным.