Самая главная функция маркетинга называется аналитической. Преимущественно она заключается в проведении маркетинговых исследований. От эффективности этой функции зависит успешность всех маркетинговых действий. Выделяют 5 основных подфункций:
- Изучение рынка. Поскольку фирма не может действовать на всех рынках одновременно, необходимы выбрать ту сферу, но которой нужно сосредоточить основные силы;
- Изучение потребителей. Главная цель это подфункции – сегментация, то есть разбивка потенциальных клиентов или покупателей на отдельные группы.
- Изучение товарной структуры рынка. Какие товары представлены, какими функциями они обладают и так далее.
- Изучение фирменной структуры рынка. Главный акцент делается на выявлении контрагентов и конкурентов.
- Изучение внутренней среды. Какая структура наиболее эффективна, какая квалификация сотрудников необходима.
Производственная функция маркетинга – создание и хранение товаров. Принято выделять 3 подфункции:
- Создание нового товара или использование новых технологий. Это позволяет занять лидирующее положение на рынке в течение короткого промежутка времени.
- Организация материально-технического снабжения. Организация складского хозяйства для своевременного использования ресурсов.
- Оценка качества товара и его конкурентоспособности. Если товар находится в заранее проигрышном положении, то нет смысла тратить деньги на его производство и реализацию.
Третья функция маркетинга – сбытовая. Ее суть состоит в доведении товара до конечного потребителя.
- Организация товародвижения. Создание логистических цепочек, оформление соглашений с поставщиками и т.д.
- Сервис. Создание и формулировка правил обращения с покупателями и прочего непродажного обслуживания.
- ФОСТИС (система формирования спроса и стимулирования сбыта). Заключается преимущественно в рекламе и кратковременном увеличение сбыта за счет различных акций.
- Организация целенаправленной товарной политики фирмы. Создание достаточно широкого ассортимента для удовлетворения потребностей всех клиентов.
- Организация целенаправленной ценовой политики фирмы. Разработка ценовых категорий для отдельных групп товаров с целью получения прибыли таким образом, чтобы клиенты были готовы заплатить нужную сумму.
Последняя основная функция маркетинга называется «управление и контроль». Здесь выделяют 4 главных подфункции:
- Текущее и стратегическое планирование. Это позволяет заметно повышать эффективность процессов и дает определенное видение будущего.
- Информационная подфункция маркетинга. Своевременной получение и распространение информации о деятельности фирмы.
- Коммуникативная подфункция. Процесс взаимодействия между членами маркетинговой деятельности.
- Контроль. Отслеживание качества всех запланированных этапов.