ШРУС, он же шарнир равных угловых скоростей, он же «граната» в народе, участвует в передаче крутящего момента от коробки передач к ступице колеса. Широкое распространение получили эти устройства в переднеприводных автомобилях. ШРУС позволяет осуществлять поворот ступицы одновременно с ее вращательным движением.
И это происходит благодаря шарнирам, находящимся в металлическом корпусе гранаты. Но ШРУС можно увидеть и в конструкциях заднеприводных автомобилей, в которых подвеска независимая, а также в полноприводных машинах. Отличаться только шарниры будут формой и методом крепления на валах. Но главное в них – принцип работы, он остается неизменным.
Если посмотреть на название, может показаться, что это очень сложная конструкция. Но на самом же деле, первый ШРУС, созданный в далеком 1927 году, ничем не отличается от своих собратьев из нашего времени. Простота – это залог долговечности. Ведь, если эксплуатация шарнира происходит в условиях, близких к идеальным, то он переживет не только все агрегаты машины, но и сам автомобиль.
Четыре основные детали входят в состав гранаты:
- металлический корпус, имеющий форму сферы-чаши, а также ведомый вал;
- сепаратор (кольцо с определенного диаметра отверстиями, которые удерживают шарики);
- внутренняя обойма, представляющая собой кулак в виде сферы, а также ведущий вал;
- самая важная деталь – это шесть шариков.
За счет такой простой и надежной конструкции осуществляется ровная передача вращательного движения. Никакой карданный вал не сравнится со ШРУСом.
Лучше всего, конечно, снять пыльник с гранаты, подвесить колесо и, прокручивая его, посмотреть на работу механизма. Это окажется весьма наглядным пособием. Только не забывайте крутить колесо влево и вправо, будто производите движение рулем. В целом же процесс работы таков:
- как в корпусе, так и во внутренней обойме, находятся канавки в виде сферы;
- шарики удерживаются сепаратором, располагаются между металлическим корпусом и кулаком;
- по внутреннему диаметру шарики ШРУСа перемещаются непосредственно по канавкам кулака, а по внешнему – по таким же канавкам копуса;
- ведущий вал ШРУСа вращается и постоянно передает крутящий момент через кулак и металлические шарики непосредственно на внутреннюю обойму с ведомым валом;
- при изменении угла между валами (совершается движение рулевым колесом), шарики ШРУСа без труда перемещаются строго по своим канавкам, крутящий момент они продолжают передавать в полной мере.
И это происходит благодаря шарнирам, находящимся в металлическом корпусе гранаты. Но ШРУС можно увидеть и в конструкциях заднеприводных автомобилей, в которых подвеска независимая, а также в полноприводных машинах. Отличаться только шарниры будут формой и методом крепления на валах. Но главное в них – принцип работы, он остается неизменным.
Устройство шарнира
Если посмотреть на название, может показаться, что это очень сложная конструкция. Но на самом же деле, первый ШРУС, созданный в далеком 1927 году, ничем не отличается от своих собратьев из нашего времени. Простота – это залог долговечности. Ведь, если эксплуатация шарнира происходит в условиях, близких к идеальным, то он переживет не только все агрегаты машины, но и сам автомобиль.
Четыре основные детали входят в состав гранаты:
- металлический корпус, имеющий форму сферы-чаши, а также ведомый вал;
- сепаратор (кольцо с определенного диаметра отверстиями, которые удерживают шарики);
- внутренняя обойма, представляющая собой кулак в виде сферы, а также ведущий вал;
- самая важная деталь – это шесть шариков.
За счет такой простой и надежной конструкции осуществляется ровная передача вращательного движения. Никакой карданный вал не сравнится со ШРУСом.
Работа гранаты
Лучше всего, конечно, снять пыльник с гранаты, подвесить колесо и, прокручивая его, посмотреть на работу механизма. Это окажется весьма наглядным пособием. Только не забывайте крутить колесо влево и вправо, будто производите движение рулем. В целом же процесс работы таков:
- как в корпусе, так и во внутренней обойме, находятся канавки в виде сферы;
- шарики удерживаются сепаратором, располагаются между металлическим корпусом и кулаком;
- по внутреннему диаметру шарики ШРУСа перемещаются непосредственно по канавкам кулака, а по внешнему – по таким же канавкам копуса;
- ведущий вал ШРУСа вращается и постоянно передает крутящий момент через кулак и металлические шарики непосредственно на внутреннюю обойму с ведомым валом;
- при изменении угла между валами (совершается движение рулевым колесом), шарики ШРУСа без труда перемещаются строго по своим канавкам, крутящий момент они продолжают передавать в полной мере.