Человеческое мышление имеет множество проявлений, поэтому и интеллект как способность не представляет собой единого целого. В психологической науке существуют разные модели и классификации видов интеллекта.
Американский психолог Г. Айзенк выделил три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Под биологическим интеллектом исследователь подразумевал физиологическую основу познавательного поведения – нейрологическую, гормональную и биохимическую. Психометрический интеллект – совокупность мыслительных способностей, подлежащих измерению посредством стандартных тестов. Социальный интеллект – способность к адаптации к окружающей социальной среде.
Американский психиатр и психолог Д. Векслер предложил иерархическую модель интеллекта, классифицировав его виды по уровням. Он выделил уровень общего интеллекта, уровень групповых факторов и уровень специфических факторов.
К уровню групповых факторов Д. Векслер относит вербальный интеллект и пространственный. Вербальный интеллект отвечает за устную и письменную речь, межличностное общение, пространственный – за восприятие зрительных образов, умение их создавать и манипулировать ими.
На уровне специфических интеллектуальных факторов находятся арифметические, технические и другие специальные способности. Кроме того, Д. Векслер подразделял интеллект на вербальный и невербальный. Первый связан с теми способностями, которые личность приобретает в течение жизни, а второй – с психофизиологическими возможностями, присущими человеку от природы.
Американский исследователь Р. Кеттэлл подразделял интеллект на свободный и связанный.
Свободный интеллект обеспечивает первоначальное накопление знаний индивидом. Он определяется развитием ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот вид интеллекта никоим образом не зависит от того, насколько человек приобщен к культуре. Тесты, выявляющие его, представляют собой задачи на восприятие, при решении которых испытуемый находит различия в изображениях.
В отличие от свободного, связанный интеллект определяется жизненным опытом личности – теми знаниями и интеллектуальными навыками, которые человек приобретает, живя в обществе, приобщаясь к культуре того или иного социума.
Российский психолог М. Холодная выделяет несколько видов интеллекта, выполняющих противоположные функции.
1. Общий интеллект определяет успешность во многих видах деятельности, частный – в одном.
2. Ковергентный интеллект обеспечивает достижение заданной цели, дивергентный – создание новых целей.
3. Репродуктивный интеллект отвечает за актуализацию информации, продуктивный – за ее преобразование.
4. Кристаллизованный интеллект обеспечивает накопление информации, текущий – за ее обработку.
Классификация Г. Айзенка
Американский психолог Г. Айзенк выделил три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный. Под биологическим интеллектом исследователь подразумевал физиологическую основу познавательного поведения – нейрологическую, гормональную и биохимическую. Психометрический интеллект – совокупность мыслительных способностей, подлежащих измерению посредством стандартных тестов. Социальный интеллект – способность к адаптации к окружающей социальной среде.
Модель Д. Векслера
Американский психиатр и психолог Д. Векслер предложил иерархическую модель интеллекта, классифицировав его виды по уровням. Он выделил уровень общего интеллекта, уровень групповых факторов и уровень специфических факторов.
К уровню групповых факторов Д. Векслер относит вербальный интеллект и пространственный. Вербальный интеллект отвечает за устную и письменную речь, межличностное общение, пространственный – за восприятие зрительных образов, умение их создавать и манипулировать ими.
На уровне специфических интеллектуальных факторов находятся арифметические, технические и другие специальные способности. Кроме того, Д. Векслер подразделял интеллект на вербальный и невербальный. Первый связан с теми способностями, которые личность приобретает в течение жизни, а второй – с психофизиологическими возможностями, присущими человеку от природы.
Классификация Р. Кеттэлла
Американский исследователь Р. Кеттэлл подразделял интеллект на свободный и связанный.
Свободный интеллект обеспечивает первоначальное накопление знаний индивидом. Он определяется развитием ассоциативных зон коры больших полушарий головного мозга. Этот вид интеллекта никоим образом не зависит от того, насколько человек приобщен к культуре. Тесты, выявляющие его, представляют собой задачи на восприятие, при решении которых испытуемый находит различия в изображениях.
В отличие от свободного, связанный интеллект определяется жизненным опытом личности – теми знаниями и интеллектуальными навыками, которые человек приобретает, живя в обществе, приобщаясь к культуре того или иного социума.
Классификация М. Холодной
Российский психолог М. Холодная выделяет несколько видов интеллекта, выполняющих противоположные функции.
1. Общий интеллект определяет успешность во многих видах деятельности, частный – в одном.
2. Ковергентный интеллект обеспечивает достижение заданной цели, дивергентный – создание новых целей.
3. Репродуктивный интеллект отвечает за актуализацию информации, продуктивный – за ее преобразование.
4. Кристаллизованный интеллект обеспечивает накопление информации, текущий – за ее обработку.
Источники:
- Древаль А. Психология интеллекта