Обычно этюды не рассматриваются как цельные, завершенные произведения. Их можно назвать музыкальными набросками сравнительно небольшого размера, которые обычно занимают не больше двух страниц нотного альбома. Львиная доля времени студента музыкального учебного заведения отдается этюдам, поскольку каждое из этих произведений обычно бывает посвящено тому или иному музыкальному приему или технике исполнения. В одном этюде, например, может быть много триолей или синкоп, залигованных нот или, напротив, стаккато - для того, чтобы музыкант смог отточить свое мастерство.

История этюда



История жанра восходит к XVIII веку. Изначально произведения были исключительно учебными упражнениями, популярность которых возросла, когда фортепиано стало любимым инструментом для домашнего музицирования в Европе. Автором нескольких сотен этюдов для пианистов, например, стал австрийский композитор Карл Черни. В следующем веке знаменитый композитор Фредерик Шопен привнес в этот жанр больше мелодизма и красоты, благодаря чему этюды теперь можно услышать не только на уроках музыки, но и на концертах - это уже не просто учебные пьесы для отработки виртуозности, а самостоятельные музыкальные произведения. Впрочем, этюды до сих пор, как правило, не имеют названий.

Сегодня известно огромное количество произведений этого жанра за авторством прославленных композиторов - Ференца Листа, Роберта Шумана, Клода Дебюсси и многих других. Наряду с ними известны имена музыкантов, которые, не обладая выдающимися талантами в написании музыкальных произведений, являются авторами многих популярных сборников этюдов.

Этюды сегодня



В современных музыкальных учебных заведениях, от школы до консерватории, обучение не проходит без регулярной игры этюдов. Для каждого из инструментов выпущены свои сборники этих произведений всех уровней. Причем существуют этюды, записанные не только в традиции классической музыки, но и джазовые. Современные композиторы продолжают обращаться к этому жанру. Например, известный авангардист Джон Кейдж уже во второй половине XX века также сочинял этюды для фортепиано, виолончели и скрипки, написанные в присущей ему экспериментальной манере.

Этюд - пожалуй, лучший способ для оттачивания отдельных элементов игры: во-первых, играть его не так скучно, как гаммы или другие упражнения, а во-вторых, музыкант может на нем комплексно проработать самые разные техники. Несмотря на то, что этюд, как правило, посвящен одному-двум приемам, он построен как полноценное произведение, то есть требует от исполнителя соблюдения определенного темпа, музыкальных штрихов и прочих нюансов игры.