Причины появления рассеянности и невнимательности
Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.
Невнимательность часто приводит к серьезным ошибкам, а в деятельности водителей, машинистов поездов, авиадиспетчеров она может стать причиной непоправимых последствий.
Как сосредоточиться и перестать отвлекаться
Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.
Когда причиной рассеянности становится усталость – необходимо сделать паузу и отдохнуть. Помогает в таком случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.
Во время работы сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать витать в облаках, иначе рассеянность и невнимательность станут нормой вашей жизни. Придумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, оказавшись в нужном месте, вы будете помнить, что необходимо сделать.
Если вас ждут дела – начинайте, не откладывая на потом. Множество незаконченных дел, которые вы накопили, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на самой важной проблеме. Грамотно расставляйте приоритеты и занимайтесь в первую очередь актуальными делами.
Используйте визуальные подсказки и «напоминалки». Это могут быть таймеры, будильники, липкие листочки, специальные компьютерные программы. В нужный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым необходимо заняться.
Избегайте хаоса и беспорядка. Все не относящееся к делу на вашем рабочем столе и в компьютере постоянно отвлекает вас, не позволяет полностью сосредоточиться на работе. Уберите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и прочие вещи, на которые рассеивается ваше внимание.
Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите важные дела на несколько часов или дней. К тому времени вы успеете успокоиться и отдохнуть, поэтому серьезных ошибок не совершите.