Инструкция
1
Если исключить авангардную звукопись обэриутов и редкие образцы современного постмодернистского новаторства, стихи отличаются от прозы лишь формой. Структурных же отличий нет: сюжет, тема, идея, композиция — все эти составляющие обычно присутствуют, просто выражены бывают не так четко, как в прозаическом тексте. Прежде чем пересказать стих, следует научиться их определять и выделять. Это поможет и пониманию стиха, и запоминанию содержания.
2
Основная трудность понимания поэзии состоит в том, что стихотворный язык не является повседневным. С прозой, даже при частом вкраплении анахронизмов и устаревших оборотов и специфической стилистике, сознанию взаимодействовать проще. При работе над стихами авторы уделяют значительное внимание компактности (организации речи для более точной передачи своей идеи; влияет на размер) и фонетике (собственно рифмам). И все же стихи не берутся из ниоткуда. При сочинительстве — пусть эта материя считается трудноизучаемой — поэт мыслит образами, описывает их отдельными словами и словосочетаниями, и только после этого рождается стройное изложение. По сути, для пересказа стихов нужно проделать обратный процесс.
3
Читая стих, «ловите нить» повествования. В стихах очень много сравнений и характеристик, редко бывает так, что кто-то просто «пошел, увидел, взял, ушел». Все действия сопровождаются характеристиками. Они важны, но рифма и иносказание как бы «отвлекают» читателя, потому что главная задача поэзии — передать эмоционально-душевный настрой. Например, Маяковский:
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Если рассмотреть повествование без «обертки», легко понять, что автор сообщает о том, как он готовится к сочинению и как оценивает собственные стихи.
Парадом развернув
моих страниц войска,
я прохожу
по строчечному фронту.
Если рассмотреть повествование без «обертки», легко понять, что автор сообщает о том, как он готовится к сочинению и как оценивает собственные стихи.
4
Сосредоточившись на действиях героев или описании обстановки, запомните их последовательность и происходящие перемены. Из них сложится и станет понятным сюжет. Отталкиваясь от знания сюжета и идеи повествования (о чем говорится в произведении в целом), будет легко пересказать конкретный стих своими словами, иногда может хватить даже одного короткого предложения. «Бородино» Лермонтова — это воспоминания ветерана Отечественной войны 1812 года об одном фронтовом дне; «Маленький человек» Рождественского — о том, что подвиг не зависит ни от роста, ни от социального статуса; «Не выходи из комнаты» Бродского — сложное описание жизненных самоограничений лирического героя, приводящее к эмоциональному самоубийству. Это, безусловно, упрощение поэзии, но хороший пересказ не принизит ее, а наоборот, поможет и вам, и слушателям более глубоко и полно понять стихи.
Полезный совет
Читайте как можно больше разных стихов, в том числе из тех, что относятся к авангардным и экспериментальным. Обычно они не включают классического художественного триединства (тема-идея-сюжет), ограничиваясь подчиненной форме идеей.
Из поэтов XX века полезно познакомиться с А. Введенским, Д. Хармсом, В. Хлебниковым, ранней лирикой В. Маяковского, некоторыми стихами А. Вознесенского, С. Кирсановым, Е. Летовым («Гражданская оборона»), Г. Оганисяном («Вежливый отказ») и др.
Из поэтов XX века полезно познакомиться с А. Введенским, Д. Хармсом, В. Хлебниковым, ранней лирикой В. Маяковского, некоторыми стихами А. Вознесенского, С. Кирсановым, Е. Летовым («Гражданская оборона»), Г. Оганисяном («Вежливый отказ») и др.
Источники:
- Анализ и интерпретация: два стихотворения Мандельштама
- Учимся понимать стихи
- Владимир Маяковский. Как делать стихи