Инструкция
1
Прочитайте стихотворение и попробуйте составить свое впечатление о прочитанном. Лучше записать отдельно все мысли, возникшие от произведения. Когда первые эмоции пройдут, начните перечитывание стихотворения еще раз. Но теперь уделяйте внимание каждой строчке, каждой фразе и каждому образу.
2
Объясните, как вы понимаете основную тему. Хорошо ли она выражена? Удалось ли поэту донести ее до читателя? Вот тут-то уделите внимание образам и символам. Что каждый из них означает, достаточно ли они поэтичны.
3
Выясните, кто главный герой стихотворения. Это может быть сам автор, может выдуманный лирический герой. Выявите содержание.
4
Определите время создания произведения. Если это работа классика, совершите небольшой экскурс в историю. Какая обстановка царила в это время, вписывается данное творение в нее или, наоборот противоречит. В каком году оно было написано, и что тогда происходила в жизни поэта. Например, стихотворение Блока «Незнакомка» было написано в период, когда его оставила любимая супруга и ушла к Андрею Белому. Значит, стихотворение отражает жизненные переживания поэта, его надежды и разочарование.
5
Установите, к какому литературному направлению относится творение. И в каком жанре написано. Это может быть ода, элегия, лирика, баллада. Чему автор уделяет большее внимание – философским размышлениям, описанию пейзажа или повествованию?
6
Выполните художественно-литературный анализ. А это значит, определите рифмы, размер, использование художественных средств. Рифма может быть кольцевой, перекрестной, парной; мужской и женской. К художественным средствам относятся: олицетворение, эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории. Найдите их и подумайте, насколько они удачны. Заметьте, насколько богат словарный запас автора. Использует ли он широкую палитру выразительных средств, или ограничивается рифмой наподобие «пень-день».
7
Подумайте, какой отклик стихотворение нашло в сердцах современников. Понравилась ли им работа автора, или книга так и лежала нетронутой на полках магазинов.