Первые упоминания о Гжели обнаружены в письменных источниках за 1339 г. Судя по найденной информации, Гжель входила в число прибыльных волостей и являлась собственностью великих московских князей и царей. Начиная с 16 века, гончары из Гжели стали привозить в Москву оставшиеся запасы керамической посуды, а также глину для гончаров из Яузской слободы. Захаживали они и на местные ярмарки, где знакомились с живописными изделиями мастеров из разных уголков России.
В 70-х – 80-х г.г. 18 века Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Большой популярностью по всей стране стали пользоваться изготовленные здесь кувшины, квасники и кумганы. Некоторые изделия носили подчеркнуто декоративный характер. К примеру, кувшин мог быть выполнен в форме двуглавого орла, кружка для кваса – в виде льва с открытой пастью. Помимо посуды, мастера создавали забавные фигурки людей и животных. В росписи гжельской майолики использовались преимущественно 4 цвета: голубой, зеленый, желтый и коричневый. На изделиях изображались сказочные терема и волшебные травы, сельские пейзажи и сценки из повседневной жизни, птицы и звери.
Большинство исследователей считает, что традиция расписывать изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет, появилась в Гжели под влиянием сине-белого китайского фарфора. В 19 веке Гжель перешла на производство полуфаянса, который стали расписывать кобальтом и покрывать прозрачной глазурью. Правда, в отличие от фарфора, полуфаянс – довольно грубый материал, из которого получаются толстостенные изделия. В росписи становится меньше пейзажей, преобладают цветочные орнаменты в сочетании с геометрическими элементами.
Во второй четверти 19 века, благодаря использованию новых материалов и усовершенствованию керамической массы, мастера Гжели начали создавать изделия из тонкостенного фаянса и фарфора, украшенные ставшим традиционным растительно-геометрическим орнаментом.
Сегодня слово «гжель» вызывает ассоциации со сказочной красотой и утонченной гармонией удивительных сине-белых изделий. Художники Гжели создают посуду традиционных форм, украшая ее лепными фигурками. Хотя изделия сохраняют свое функциональное назначение, они используются преимущественно в декоративных целях. Кроме того, не прекращается традиция изготовления мелкой пластики – отдельных фигурок людей и животных и целых декоративных композиций.
В 70-х – 80-х г.г. 18 века Гжель превратилась в российский центр изготовления майолики. Большой популярностью по всей стране стали пользоваться изготовленные здесь кувшины, квасники и кумганы. Некоторые изделия носили подчеркнуто декоративный характер. К примеру, кувшин мог быть выполнен в форме двуглавого орла, кружка для кваса – в виде льва с открытой пастью. Помимо посуды, мастера создавали забавные фигурки людей и животных. В росписи гжельской майолики использовались преимущественно 4 цвета: голубой, зеленый, желтый и коричневый. На изделиях изображались сказочные терема и волшебные травы, сельские пейзажи и сценки из повседневной жизни, птицы и звери.
Большинство исследователей считает, что традиция расписывать изделия по белоснежному фону кобальтом, дающим после обжига синий цвет, появилась в Гжели под влиянием сине-белого китайского фарфора. В 19 веке Гжель перешла на производство полуфаянса, который стали расписывать кобальтом и покрывать прозрачной глазурью. Правда, в отличие от фарфора, полуфаянс – довольно грубый материал, из которого получаются толстостенные изделия. В росписи становится меньше пейзажей, преобладают цветочные орнаменты в сочетании с геометрическими элементами.
Во второй четверти 19 века, благодаря использованию новых материалов и усовершенствованию керамической массы, мастера Гжели начали создавать изделия из тонкостенного фаянса и фарфора, украшенные ставшим традиционным растительно-геометрическим орнаментом.
Сегодня слово «гжель» вызывает ассоциации со сказочной красотой и утонченной гармонией удивительных сине-белых изделий. Художники Гжели создают посуду традиционных форм, украшая ее лепными фигурками. Хотя изделия сохраняют свое функциональное назначение, они используются преимущественно в декоративных целях. Кроме того, не прекращается традиция изготовления мелкой пластики – отдельных фигурок людей и животных и целых декоративных композиций.
Связанная статья
Секреты создания шедевров из майолики