Подготовка
Начинать делать аппликации из крупы можно детям с 1,5-2 лет под руководством и наблюдением родителей. Для начала надо распечатать на листе формата А4 какой-нибудь крупный рисунок. Идеально для этого подходят раскраски, соответствующие возрасту ребенка. Также подойдут рисунки мамы и ребенка. Для начала надо использовать только самые простые контуры: солнышко, цыпленок, вазочка, рыбка, снеговик, пчелка, цветочек, ежик, домик, деревце, гриб и т.д. Для работы понадобятся: клей ПВА, картон размером с альбомный лист, блюдце, влажные салфетки и подходящие под композицию виды круп.
Подойдут рис, гречка, ячневая крупа, подсолнечные, кабачковые, арбузные и тыквенные семечки, фасоль, чечевица, перловка, горох, манка, кукуруза и т.д. Чтобы аппликации выглядели более ярко, крупу можно окрашивать. Лучший способ - это насыпать крупу в воду с разбавленной гуашью. Через некоторое время воду надо слить, а зерна сушить на бумаге или клеенке. Обычно хорошо окрашивается рис. Разноцветную крупу можно хранить в баночках из-под детского питания.
Далее необходимо приготовить рабочее место: расстелить клеенку или газету. Распечатанный или нарисованный рисунок надо заранее приклеить на картон клеем ПВА. Затем взять пока крупу одного цвета и насыпать в небольшой контейнер или блюдце. К примеру, для цыпленка подойдет пшено, ведь он желтого цвета.
Аппликация из крупы для малышей 1,5-3 лет
Приниматься за каждое занятие желательно с пальчиковых игр. Это поможет заранее размять пальчики. Если малыш еще мал, то мама может сама намазать внутри формы цыпленка клеем ПВА при помощи кисточки или пальца. А вот теперь надо позволить крохе насыпать ручками пшено прямо на рисунок. Тут же надо научить его стряхнуть лишнее зерно в мисочку. Таким образом ребенок уже получит успешный результат своего труда. Стоит порадоваться вместе с малышом и вывесить работу на самое видное место в рамочку.
Мелкие детали можно разукрасить заранее фломастером: клюв, глаза. Дети раннего возраста просто обожают детский фольклор. С ними надо заниматься, используя ритмичные считалки, стишки и потешки. Например, «Баба сеяла горох, и сказала баба «Ох». Такие стихи мама может заранее учить, чтобы вовремя их использовать на занятиях творчеством.
Далее аппликации можно усложнять при помощи комбинации различных круп и макаронных изделий. При этом ребенок уже приклеивает некоторые детали сам, ставя их в нужное место. Подрастая, ребенок уже сам сможет намазывать пальчиком клей.
Аппликации из крупы для детей 4-7 лет
К 4-5 годам, когда дети уже освоят технологию приклеивания клеем, задачу можно усложнить. Мама может приготовить лист, намазав его тонким слоем пластилина необходимого фона и продавить на нем рисунок. А дитя уже сам будет брать крупу и обклеивать контур и заполнять его изнутри. Здесь ребенку потребуется гораздо больше терпения. Чтобы не отбить у малыша охоту, не надо его заставлять сразу доделывать работу, потому что дошкольники могут удерживать свое внимание непродолжительное время. Продолжительность занятий 15-20 мин - это нормально.
К тому же аппликации можно совместить с изучением окружающего мира и букв. Например, делая слона, можно сделать акцент на том, что слово "Слон" начинается с буквы "С". Также рассказать где обитают слоны, какие они звуки издают, какого они цвета и т.д. К тому же ребенок осваивает понятия геометрических фигур, цвета, симметрии и т.д. Одновременно нужно знакомить малыша с различными техниками выкладывания рисунка: цепочка, мозаика к центру, мозаика - "вихрь", "елочка".
В старшем дошкольном возрасте 6-7 лет малыш уже будет способен сам сделать фон при помощи пластилина и полностью заполнить его крупой, чтобы создать композицию. Также с ребенком используются усложненные сюжетно-тематические аппликации. Например, «Рыбки в аквариуме», «Цветы на лужайке». Объемные аппликации - вазочки, карандашницы, займут больше времени. Для этого надо взять подходящую баночку или коробочку и предложить сначала обмазать ее сверху пластилином. А затем уже ребенок сам фантазирует, какими узорами и рисунками украсить предмет.
Школьники и взрослые также могут увлечься этим видом творчества. Постепенно от простого к сложному возможно освоить художественные методы перехода от цвета к цвету, чтобы создавать красивые картины и поделки.