Сущность ценообразования


Главным составляющим фактором в ценообразовании является себестоимость и спрос. В экономике себестоимостью называют затраты на производство и реализацию продукции в денежной форме. Себестоимость делится на фактическую и плановую.

Плановая себестоимость включает в себя необходимые затраты на уровне техники и организации производства. Это использование оборудования, расход материалов, использование энергии, трудозатраты.

Фактическая себестоимость включает затраты, имеющие отношение к выполнению операций над изделием, организации работы и управлении процессом производства. Также в определение цены заложены и прочие затраты: налоги, платежи по кредитам, затраты на подготовку кадров, командировки, плата за аренду, отчисления в фонды, износ нематериальных активов, платежи по страхованию.

Кроме производственной себестоимости, на составляющую конечной цены влияет также внепроизводственный, коммерческий фактор. Такие виды себестоимости определяют оптовую цену товаров. На ее основе формируется отпускная цена с учетом налога на добавочную стоимость (НДС) и акциза (на подакцизные товары).

Розничная цена — это конечная, отпускная цена непосредственно потребителю, с учетом наценок, включающих издержки торговых предприятий и НДС торговых услуг.

Психология ценообразования


Цену и количество проданного товара определяет спрос. Закон спроса предполагает, что цена является основной переменной количества проданного товара. Больше товара покупается по низким ценам и меньше — по более высоким. Но эта переменная находилась бы в покое, если бы на факт количества продаж не влияли другие переменные: бюджет и вкусы покупателя, цены конкурентов, сезонность, усилия в рекламе.

Существуют также многочисленные различные скидки и акции. Но определение спроса на товар посредством сравнения цен покупателем имеет сложную структуру. При сбросе цены существует порог, за которым существенного увеличения продаж не происходит. Поэтому при изучении психологии поведения цены, говорят не о точечной цене, а о диапазоне цен.


Нарушение закона спроса часто происходит в дорогих сегментах рынка. Здесь не редко бывает высокий объем продаж при более высоких ценах. Это объясняется престижем и поддержанием собственного имиджа. Значительно на цену товара влияет бренд. Покупки по брендовым ценам значительно увеличивают объем продаж. А как уже известно, объем продаж определяет уровень цен.