Способы повышения дисциплины в классе
Концентрация внимания детей зависит от многих факторов. Прежде всего, это степень важности для детей сообщаемых вами сведений. Ваши ученики, слушая тот или иной учебный материал, должны понимать, для чего он им нужен. Как правило, большинство детей руководствуется ближайшими мотивационными целями: получить хорошую оценку на уроке или контрольной работе, не спровоцировать замечание учителя и т.п. Такие цели, как хорошие оценки в аттестате или успешная сдача ЕГЭ или ГИА, становятся актуальными лишь ближе к окончанию школы.
Разные учителя используют отличные друг от друга тактики наведения в классе порядка. Распространенные методы запугивания – угроза двойки в журнал или в дневник, вызов родителей в школу, приглашение в класс директора и т.п. - могут оказать определенный эффект, но всегда находятся смельчаки, которых это не пугает.
Чтобы устранить неразбериху, шум и гам в классе, иногда достаточно обезвредить ее идейного вдохновителя. Обычно тон всему коллективу учеников задают два-три наиболее авторитетных смельчака. Переключите внимание самых активных детей на учебу, например, вызвав их к доске. Поставьте перед ними серьезную проблему, требующую незамедлительного решения.
Возможно и введение определенных штрафных санкций. Например, если ученики плохо себя ведут, шумят и мешают вам объяснять новый материал, вы можете наказать их внеплановой контрольной работой по всем изученным ранее темам или устным зачетом. Важно отметить, что такое «наказание» идет на пользу, повышая уровень знаний учеников.
Также можно применять коллективные наказания в виде отмены значимых для учащихся мероприятий: походов, вечеров отдыха и т.п. Такая коллективная ответственность, как правило, дисциплинирует детей и позволяет им задуматься об итогах собственного плохого поведения. В то же время, не следует отменять действительно значимые для детей мероприятия - этим можно надолго настроить класс против себя.
Виноват ли учитель?
Иногда сам учитель виноват в плохой дисциплине на уроке. Не выделив четкие структурные элементы урока, не применяя разнообразные методики обучения, пробуждающие интерес к познанию, монотонно объясняя новый материал, педагог может сам сделать свои уроки скучными и неинтересными.
Если вы хотите, чтобы ваши ученики с нетерпением ждали ваших уроков, чтобы занятия проводились без нарушений дисциплины, старайтесь сделать так, чтобы и вам, и детям было интересно совершать новые открытия. Ведь учитель так же, как и его ученики, постоянно учится преподавать, профессионально растет и совершенствуется. Скучен и неинтересен тот педагог, который преподает по годами сформировавшемуся шаблону, не внося ничего нового. На его уроках дисциплина всегда будет на три с минусом.
Применяйте не только разнообразные методики, но и формы обучения. Чаще отходите от стандартных уроков, заменяя их на такие нетрадиционные формы, как «путешествие», «КВН», «Что? Где? Когда?» и т.п. Проводите уроки-экскурсии, уроки-турниры, уроки с работой по группам и т.д.
Разработайте систему поощрений в классе. Так, например, учебная неделя без единого замечания по поведению может премироваться внеплановым походом или экскурсией в какое-либо интересное место.
Ни в коем случае не применяйте методик наказания, оскорбляющих личность ваших учеников. Помните, каким бы отъявленным хулиганом ни был ребенок, прежде всего, он – человек, которого можно убедить, перевоспитать, остановить. Нужно лишь приложить определенные усилия и проявить терпение.
Иногда для восстановления порядка и тишины в классе учителю достаточно прервать объяснение учебного материала и занять выжидательную позицию. Как правило, через несколько минут в классе устанавливается полная тишина.
Помните, что несдержанность, невнимательность, несобранность часто являются свойствами несформировавшихся познавательных процессов у ребенка. Поэтому, борясь за дисциплину на уроке, следует уделять внимание и развитию этих навыков у школьников.