Инструкция
1
Самый первый падеж - именительный. Корень и суть его названия – имя. То есть с помощью этого падежа называется (именуется) предмет. Поэтому в таком случае логично задать именно те вопросы, которые «прописаны» в школьном учебнике: Кто? Петя. Что? Стол.
2
Далее следует родительный падеж. Чтобы его запомнить, надо представить, с чем он связан. Род, рождение. Соответственно, рождение кого или чего? Итак, родительный падеж отвечает на вопросы «Кого?» или «Чего?». Невольно вспоминаются пушкинские строчки из известной сказки: «Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, ни мышонка, ни лягушку…» Вопросы кого?/чего? в данном случае единственно возможные.
3
За родительным падежом идет дательный. В плане постановки вопросов еще более простой и логичный. Дать (что-либо) можно кому-то или чему-то: «Я отдаю свою книгу (кому?) другу». Или: «Он кладет цветы к (чему?) подножию обелиска». Нужно четко запомнить: дательный падеж отвечает на вопросы «Кому?» или «Чему?».
4
Следующий – винительный падеж. Обвинять, винить можно кого-то или что-то. «Дарья в своих несчастьях винила (кого?) злую подругу». Или: «Он рассердился на (что?) плохую погоду». То есть винительный падеж отвечает на вопросы «Кого?» и «Что?».
5
Следом за винительным идет творительный падеж. Поскольку на вопрос «Кто?» отвечает именительный падеж, то к творительному этот вопрос относиться уже никак не может. Вопрос «Кого?» тоже исключается, это – привилегия винительного падежа. Вместо этого дается возможность получить ответ на вопросы, кем или чем пользуется для своего творения (творчества) какой-то человек (субъект). Например, кем или чем создан рисунок? Красками или карандашами? Следовательно, творительный падеж – это всегда ответ на вопросы «Кем?» или «Чем?».
6
Остается последний из школьной программы – предложный падеж. Почему предложный? Потому что чаще всего не может обойтись без предлогов. Этим он и отличается от остальных пяти падежей и отвечает на вопросы «(О) ком?» или «(О) чем?». Примеры: «Ваня рассказывает (о чем?) об удачном путешествии». Или: «Вера думает (о ком?) о заболевшей подруге».
Видео по теме
Обратите внимание
В русском языке, если изучать его глубже, чем предлагает школьная программа, можно заметить и такие падежи, как количественно-отделительный или второй родительный падеж (головка сахару), местный падеж (в шкафу), но самый известный и почти не употребляемый - звательный падеж, который присутствует в других славянских языках, а русским людям знаком по пушкинской фразе: «Чего тебе надобно, старче?» Обращение «старче» и есть звательный падеж.
Полезный совет
Разобравшись в сути падежей, нужно четко заучить их наизусть вместе с вопросами, чтобы на уроке в школе давать ответ без запинки. Времени на рассуждение на контрольных и у доски нет. Поэтому отличникам стоит позаботиться о том, что знать все шесть падежей назубок.