Предрассудком называется суждение, которое человек даже не пытается подвергнуть разумному («рассудочному») критическому анализу. Предрассудки выступают в форме суеверий, социальных стереотипов, псевдонаучных убеждений.
Как это ни парадоксально, происхождение предрассудков коренится именно в «рассудке» – логическом мышлении. Его основная функция состоит в поиске закономерностей, в прогнозировании событий на основе имеющегося опыта, поэтому логическое мышление очень боится случайностей, хаоса. Недостаток информации, на основе которого можно было бы строить прогнозы, «выбивает почву из-под ног» логического мышления. Если объективно никаких закономерностей нет, оно в попытке «найти» таковые начинает их создавать.
Типичный пример такого нахождения ложных закономерностей – стереотипы социального восприятия, являющие одну из самых опасных категорий предрассудков.
При встрече с незнакомым человеком возникает некоторая неуверенность, ведь неизвестно, чего можно ожидать от него, как с ним общаться. И вот человеческий разум пытается прогнозировать общение, «угадывать» личные качества собеседника по любой детали, будь то национальность, профессия, возраст или особенность внешности. В большинстве случаев такие суждения носят негативный характер, ведь главная задача прогнозирования – избегание опасных ситуаций: «блондинка – значит, не отличается умом», «подросток – значит, хулиган и наркоман» и т.п.
Критический анализ мог бы легко разбить подобные суждения. Человек мог бы задуматься, какая связь может существовать между цветом волос и уровнем интеллекта, откуда брались бы здоровые и законопослушные взрослые люди, если бы все подростки употребляли наркотики. Но критического анализа не последует. Человек может встретить сколько угодно умных блондинок и порядочных подростков, но все они будут восприниматься как исключения из правил.
Многие предрассудки человек усваивает посредством группового влияния. Принадлежа к той или иной социальной группе, будь то семья, школьный класс, профессиональная группа или нация, человек усваивает все ее групповые нормы, в том числе и предрассудки. Ключевой принцип в этом процессе – «все так говорят», кто такие «все» – непонятно. Например, человек может не помнить, кто и когда впервые сказал ему, что черная кошка приносит несчастье или генетически модифицированные продукты вредны– но он продолжает в это верить.
Живучесть подобных предрассудков определяется количеством людей, которые их разделяют. Например, в первые годы после Великой Отечественной войны большая часть населения СССР была уверена, что «все немцы – фашисты». По мере того, как рождались и взрослели люди, не имевшие негативного опыта общения с немцами, этот предрассудок постепенно сходил на нет, и сегодня под его властью находятся лишь немногие пожилые люди, которые помнят войну. Современные дети этот стереотип уже не усваивают, даже если общаются с прабабушками и прадедушками.
В ряде случаев предрассудки исходят из личного опыта. Это происходит в том случае, если знакомство с каким-либо явлением или социальной группой оказывается негативным. В частности, если человек почти не знаком с определенной социальной группой, отношение к одному ее члену может быть перенесено на группу в целом. Например, человек впервые пришел в православный храм, там ему кто-то в резкой форме сделал замечание – и с тех пор он уверен, что православные христиане не отличаются терпимостью и тактом.
Об этом механизме возникновения предрассудков следует помнить, оказываясь в положении представителя той или иной социальной группы. Например, россиянин, злоупотребляющий спиртным за границей, не просто настраивает окружающих против себя лично, но и укрепляет известный стереотип «все русские – пьяницы».
Предрассудки и мышление
Как это ни парадоксально, происхождение предрассудков коренится именно в «рассудке» – логическом мышлении. Его основная функция состоит в поиске закономерностей, в прогнозировании событий на основе имеющегося опыта, поэтому логическое мышление очень боится случайностей, хаоса. Недостаток информации, на основе которого можно было бы строить прогнозы, «выбивает почву из-под ног» логического мышления. Если объективно никаких закономерностей нет, оно в попытке «найти» таковые начинает их создавать.
Типичный пример такого нахождения ложных закономерностей – стереотипы социального восприятия, являющие одну из самых опасных категорий предрассудков.
При встрече с незнакомым человеком возникает некоторая неуверенность, ведь неизвестно, чего можно ожидать от него, как с ним общаться. И вот человеческий разум пытается прогнозировать общение, «угадывать» личные качества собеседника по любой детали, будь то национальность, профессия, возраст или особенность внешности. В большинстве случаев такие суждения носят негативный характер, ведь главная задача прогнозирования – избегание опасных ситуаций: «блондинка – значит, не отличается умом», «подросток – значит, хулиган и наркоман» и т.п.
Критический анализ мог бы легко разбить подобные суждения. Человек мог бы задуматься, какая связь может существовать между цветом волос и уровнем интеллекта, откуда брались бы здоровые и законопослушные взрослые люди, если бы все подростки употребляли наркотики. Но критического анализа не последует. Человек может встретить сколько угодно умных блондинок и порядочных подростков, но все они будут восприниматься как исключения из правил.
Предрассудки и общество
Многие предрассудки человек усваивает посредством группового влияния. Принадлежа к той или иной социальной группе, будь то семья, школьный класс, профессиональная группа или нация, человек усваивает все ее групповые нормы, в том числе и предрассудки. Ключевой принцип в этом процессе – «все так говорят», кто такие «все» – непонятно. Например, человек может не помнить, кто и когда впервые сказал ему, что черная кошка приносит несчастье или генетически модифицированные продукты вредны– но он продолжает в это верить.
Живучесть подобных предрассудков определяется количеством людей, которые их разделяют. Например, в первые годы после Великой Отечественной войны большая часть населения СССР была уверена, что «все немцы – фашисты». По мере того, как рождались и взрослели люди, не имевшие негативного опыта общения с немцами, этот предрассудок постепенно сходил на нет, и сегодня под его властью находятся лишь немногие пожилые люди, которые помнят войну. Современные дети этот стереотип уже не усваивают, даже если общаются с прабабушками и прадедушками.
Предрассудки и опыт
В ряде случаев предрассудки исходят из личного опыта. Это происходит в том случае, если знакомство с каким-либо явлением или социальной группой оказывается негативным. В частности, если человек почти не знаком с определенной социальной группой, отношение к одному ее члену может быть перенесено на группу в целом. Например, человек впервые пришел в православный храм, там ему кто-то в резкой форме сделал замечание – и с тех пор он уверен, что православные христиане не отличаются терпимостью и тактом.
Об этом механизме возникновения предрассудков следует помнить, оказываясь в положении представителя той или иной социальной группы. Например, россиянин, злоупотребляющий спиртным за границей, не просто настраивает окружающих против себя лично, но и укрепляет известный стереотип «все русские – пьяницы».
Видео по теме
Источники:
- Прдерассудок