Мнение психологов
С психологической точки зрения, нельзя восхвалять ребенка за способности, которые ему даны самой природой. Такая похвала может сильно навредить. А уж если она повторяется, то ваше чадо начинает чувствовать себя «особенным» и требует признания этой истины от остальных. К примеру, если выяснилось, что у вашего малыша хороший музыкальный слух, то не нужно делать акцент только на этом. А вот успехи в обучении вокалу или игре на музыкальном инструменте обязательно должны быть отмечены. Так, вы дадите понять вашему ребенку, что ценно не только обладать какой-либо способностью, но важно развивать ее. В противном случае ощущение исключительности может привести к угнетению самой личности, так как с течением времени, не прилагая никаких усилий для развития своего навыка, ребенок будет видеть успехи других, завидовать и считать себя несостоявшимся гением.
Вредно хвалить за то, что у ребенка что-то получается легко и ставить его в пример тем, кому это же дается значительно труднее. Из-за такого противопоставления, ребенок, чьи способности хуже, может перестать пытаться добиться хороших результатов. К тому же, такие похвалы, как правило, становятся поводом для вражды между детьми.
Часто расхваливая вашего малыша без надобности, вы обесцениваете саму похвалу и приучите вашего ребенка к дешевому успеху. К тому же, вскоре, ребенок вообще перестанет прислушиваться к вам и воспринимать со вниманием то, что вы ему говорите.
Так как же надо хвалить?
Самое важное правило: хвалите ребенка искренне и соразмерно с деяниями.
Если ребенку не хватает уверенности в себе, то похвала придаст ему сил, поднимет настроение, настроит на достижение поставленной цели. Правильная похвала заряжает оптимизмом, когда это необходимо. И если вы заметили в ребенке дар, то нужно объяснить ему, что успех и признание его способностей будет лишь при условии кропотливой работы для их развития.
В то же время, дефицит похвалы также приводит к непоправимым последствиям. Если незаслуженно захваленные дети вырастают и становятся заносчивыми и высокомерными, то ребенок, которого публично пристыдили или посмеялись над ним, всю жизнь будет стараться спрятаться ото всех, либо будет тихо ненавидеть все свое окружение. Есть еще один тип: активные дети, способности которых не были направлены в нужное русло, становятся эгоистичными и грубыми по отношению к другим. Есть и такие, которые не испытывают смущения от публичных попыток унижения, а наоборот, высмеивают их. Такие дети обычно кривляются в спину учителя, когда тот наказывает их, тем самым веселя весь класс.
В общем, последствий избытка или недостатка похвалы может быть великое множество, поэтому нужно особенно внимательно и осторожно отнестись к этому моменту, чтобы не навредить вашему ребенку.