К сожалению, вступительные испытания во многих музыкальных школах нередко превращаются в наглядную демонстрацию того, как нельзя диагностировать музыкальный слух. Ребенку предлагают пропеть отдельные ноты, которые учитель берет на инструменте, определить на слух, берет ли учитель одновременно одну ноту, две (интервал) или три (аккорд).
При такой диагностике о музыкальном слухе можно получить мало информации . Ребенок может «не попадать» в нужные ноты не потому, что он не слышит, а потому, что не умеет управлять своим голосом. А главное – подобные методы имеют весьма отдаленное отношение к музыке.
В музыкальной деятельности, будь то сочинение музыки, исполнение или восприятие музыки, музыкальные способности проявляются комплексно, поэтому изолированная диагностика отдельных способностей обречена на неудачу. Да и сам по себе музыкальный слух – явление сложное, включающее в себя множество элементов. Это и звуковысотный слух, и тембровый, и динамический, слух абсолютный и относительный.
Основным носителем смысла в музыке является звуковысотность, причем значение имеет не высота отдельно взятого звука, а сочетание различных по высоте звуков. Их соотношение складывается в систему – лад, который и позволяет воспринимать сочетание звуков разной высоты, как выражение определенного смысла. Эта способность называется ладовым чувством и представляет собой одну из основ музыкального слуха.
Музыка развертывается во времени, и пространственную координату (высоту звука) нельзя рассматривать в отрыве от временной координаты (ритма), следовательно, диагностика ладового чувства должна сочетаться с выявлением ритмического чувства.
Смысловое восприятие высоты звука и музыкального ритма находит выражение в активном проявлении музыкального слуха – способности формировать абстрактные музыкально-слуховые представления в виде мелодии, абстрагируемой от тембрового изложения и сохраняемой в таком виде памятью.
Один из лучших способов выявить музыкальные способности ребенка – предложить ему спеть песню. Это будет комплексное проявление музыкальных способностей в активной музыкальной деятельности. Аккомпанируя ребенку на музыкальном инструменте, можно проследить, как он реагирует на аккомпанемент: соотносит ли ритм, попадает ли в тональность, а если не попадает – пытается ли это исправить, «ища» голосом нужные звуки.
Для уточнения результатов нужно применить дополнительные методы.
Для диагностики ладового чувства можно сыграть два варианта мелодии – с устойчивым окончанием и неустойчивым. Пусть ребенок выберет, какая из этих мелодий закончена, а какую хочется продолжить.
Для диагностики ритмического чувства можно сыграть ряд музыкальных фрагментов с различной ритмической организацией (марш, вальс, полька) и предложить ребенку произвольно двигаться в такт музыке.
Чтобы выявить способность к абстрактным музыкально-слуховым представлениям, нужно наиграть на инструменте мелодии, которые ребенок наверняка слышал много раз («В лесу родилась елочка», песни из мультфильмов и т.п.) и предложить ребенку их назвать.
Такое выявление музыкальных способностей вообще и музыкального слуха в частности максимально приближено к реальной музыкальной деятельности, и в этом его эффективность.
При такой диагностике о музыкальном слухе можно получить мало информации . Ребенок может «не попадать» в нужные ноты не потому, что он не слышит, а потому, что не умеет управлять своим голосом. А главное – подобные методы имеют весьма отдаленное отношение к музыке.
Музыкальный слух и другие способности
В музыкальной деятельности, будь то сочинение музыки, исполнение или восприятие музыки, музыкальные способности проявляются комплексно, поэтому изолированная диагностика отдельных способностей обречена на неудачу. Да и сам по себе музыкальный слух – явление сложное, включающее в себя множество элементов. Это и звуковысотный слух, и тембровый, и динамический, слух абсолютный и относительный.
Основным носителем смысла в музыке является звуковысотность, причем значение имеет не высота отдельно взятого звука, а сочетание различных по высоте звуков. Их соотношение складывается в систему – лад, который и позволяет воспринимать сочетание звуков разной высоты, как выражение определенного смысла. Эта способность называется ладовым чувством и представляет собой одну из основ музыкального слуха.
Музыка развертывается во времени, и пространственную координату (высоту звука) нельзя рассматривать в отрыве от временной координаты (ритма), следовательно, диагностика ладового чувства должна сочетаться с выявлением ритмического чувства.
Смысловое восприятие высоты звука и музыкального ритма находит выражение в активном проявлении музыкального слуха – способности формировать абстрактные музыкально-слуховые представления в виде мелодии, абстрагируемой от тембрового изложения и сохраняемой в таком виде памятью.
Методы диагностики
Один из лучших способов выявить музыкальные способности ребенка – предложить ему спеть песню. Это будет комплексное проявление музыкальных способностей в активной музыкальной деятельности. Аккомпанируя ребенку на музыкальном инструменте, можно проследить, как он реагирует на аккомпанемент: соотносит ли ритм, попадает ли в тональность, а если не попадает – пытается ли это исправить, «ища» голосом нужные звуки.
Для уточнения результатов нужно применить дополнительные методы.
Для диагностики ладового чувства можно сыграть два варианта мелодии – с устойчивым окончанием и неустойчивым. Пусть ребенок выберет, какая из этих мелодий закончена, а какую хочется продолжить.
Для диагностики ритмического чувства можно сыграть ряд музыкальных фрагментов с различной ритмической организацией (марш, вальс, полька) и предложить ребенку произвольно двигаться в такт музыке.
Чтобы выявить способность к абстрактным музыкально-слуховым представлениям, нужно наиграть на инструменте мелодии, которые ребенок наверняка слышал много раз («В лесу родилась елочка», песни из мультфильмов и т.п.) и предложить ребенку их назвать.
Такое выявление музыкальных способностей вообще и музыкального слуха в частности максимально приближено к реальной музыкальной деятельности, и в этом его эффективность.
Источники:
- Музыкальная одаренность