С суевериями в той или иной степени знакомы все. Даже образованный человек может заметить – хотя бы в шутку: «Черная кошка дорогу перешла, теперь удачи не будет». Есть люди, настроенные более серьезно. Они даже могут привести доказательства: «У меня в прошлом месяце чесалась правая рука и я получил премию».
В действительности руки у людей чешутся намного чаще, чем они получают премии, подарки или иную «прибыль», которую, как считается, предвещает зуд в правой ладони. Но если ничего не произошло, то и запоминать нечего, а сбывшаяся примета запомнится обязательно. Впрочем, даже в этом случае суеверный человек не задумается, какая связь может существовать между явлениями, настолько далекими друг от друга.
Истоки примет следует искать в мифологическом мышлении. Эта древняя форма человеческого мировосприятия представляет собой особый «мир», где действуют своеобразные законы.
Главный системообразующий принцип этого мира – разделение пространства на «свое», ассоциируемое с домом, и «чужое», населенное чудовищами и духами. Соприкосновение пространств рассматривается как опасность, а все, что относится к области «чужого», не внушает доверия. Отсюда происходит, например, запрет здороваться через порог и прибираться в доме, когда кто-то из близких в пути.
Даже в «своем» пространстве, не говоря уже о «чужом», древнего человека окружали многочисленные духи – злые и добрые. Злые могли причинить вред, добрые – покарать, если люди их прогневили. Чтобы этого не произошло, духов следовало задабривать жертвоприношениями. Это делалось, например, при переезде на новое место – ведь там были свои духи. Отдаленный отголосок таких жертвоприношений – убеждение, что первым в новую квартиру должно войти домашнее животное.
Духи могли скрываться под личиной животных, поэтому суеверные люди до сих пор боятся черных кошек. Если поладить с духами не удается, нужно постараться хотя бы обмануть их. Именно поэтому охотнику желали «ни пуха, ни пера» – пусть духи думают, что он не собирается охотиться, и не мешают ему.
И, наконец, главный принцип мифологического и магического мышления: подобное рождает подобное. От этого происходит огромное количество примет: обычай открывать сундуки и развязывать узлы, когда в доме роженица, убеждение, что женщина с пустым ведром приносит неудачу (пошел напрасно, «попусту») и даже привычка современных студентов надевать на экзамен «счастливый» джемпер, в котором когда-то сдал успешно.
Современный человек уже не может воспринимать мир через призму мифологического мышления, но его осколки в виде суеверий продолжают жить. Их поразительная живучесть связана с тем, что они дают человеку иллюзию управления ситуацией там, где реальность отдает его во власть случайностей. Недаром самые суеверные люди – это летчики, моряки и артисты: капризы погоды так же непредсказуемы, как реакция публики. Немало примет и у любителей азартных игр, которые целиком строятся на случайностях.
Суеверие, таким образом, может играть роль своеобразного психологического «костыля», но костыль – это все-таки принадлежность калеки. Начиная с попытки обрести уверенность, суеверный человек оказывается во власти еще большего количества страхов: 13 число, разбившееся зеркало, пятница, талисман, потерянный перед важными переговорами – все будет предвещать что-то угрожающее, все будет выбивать из колеи.
Суеверия, несомненно, представляют интерес с исторической точки зрения, как «слепок» давно ушедшего мироощущения далеких предков. Но ведь современный человек не станет пользоваться каменным топором или надевать на себя плохо обработанную звериную шкуру! «Примерять на себя» суеверия тоже не стоит.
В действительности руки у людей чешутся намного чаще, чем они получают премии, подарки или иную «прибыль», которую, как считается, предвещает зуд в правой ладони. Но если ничего не произошло, то и запоминать нечего, а сбывшаяся примета запомнится обязательно. Впрочем, даже в этом случае суеверный человек не задумается, какая связь может существовать между явлениями, настолько далекими друг от друга.
Происхождение суеверий
Истоки примет следует искать в мифологическом мышлении. Эта древняя форма человеческого мировосприятия представляет собой особый «мир», где действуют своеобразные законы.
Главный системообразующий принцип этого мира – разделение пространства на «свое», ассоциируемое с домом, и «чужое», населенное чудовищами и духами. Соприкосновение пространств рассматривается как опасность, а все, что относится к области «чужого», не внушает доверия. Отсюда происходит, например, запрет здороваться через порог и прибираться в доме, когда кто-то из близких в пути.
Даже в «своем» пространстве, не говоря уже о «чужом», древнего человека окружали многочисленные духи – злые и добрые. Злые могли причинить вред, добрые – покарать, если люди их прогневили. Чтобы этого не произошло, духов следовало задабривать жертвоприношениями. Это делалось, например, при переезде на новое место – ведь там были свои духи. Отдаленный отголосок таких жертвоприношений – убеждение, что первым в новую квартиру должно войти домашнее животное.
Духи могли скрываться под личиной животных, поэтому суеверные люди до сих пор боятся черных кошек. Если поладить с духами не удается, нужно постараться хотя бы обмануть их. Именно поэтому охотнику желали «ни пуха, ни пера» – пусть духи думают, что он не собирается охотиться, и не мешают ему.
И, наконец, главный принцип мифологического и магического мышления: подобное рождает подобное. От этого происходит огромное количество примет: обычай открывать сундуки и развязывать узлы, когда в доме роженица, убеждение, что женщина с пустым ведром приносит неудачу (пошел напрасно, «попусту») и даже привычка современных студентов надевать на экзамен «счастливый» джемпер, в котором когда-то сдал успешно.
Психологий суеверия
Современный человек уже не может воспринимать мир через призму мифологического мышления, но его осколки в виде суеверий продолжают жить. Их поразительная живучесть связана с тем, что они дают человеку иллюзию управления ситуацией там, где реальность отдает его во власть случайностей. Недаром самые суеверные люди – это летчики, моряки и артисты: капризы погоды так же непредсказуемы, как реакция публики. Немало примет и у любителей азартных игр, которые целиком строятся на случайностях.
Суеверие, таким образом, может играть роль своеобразного психологического «костыля», но костыль – это все-таки принадлежность калеки. Начиная с попытки обрести уверенность, суеверный человек оказывается во власти еще большего количества страхов: 13 число, разбившееся зеркало, пятница, талисман, потерянный перед важными переговорами – все будет предвещать что-то угрожающее, все будет выбивать из колеи.
Суеверия, несомненно, представляют интерес с исторической точки зрения, как «слепок» давно ушедшего мироощущения далеких предков. Но ведь современный человек не станет пользоваться каменным топором или надевать на себя плохо обработанную звериную шкуру! «Примерять на себя» суеверия тоже не стоит.
Источники:
- Суеверия и народные приметы