От рождения до года
Новорожденный ребенок еще слишком сильно связан с мамой, для него в первые месяцы жизни еще слишком важно чувствовать ее дыхание, сердцебиение, запах. Да и мама после девяти месяцев беременности еще, как правило, не готова отделиться от малыша. Поэтому, чем больше времени мать и дитя проводят в непосредственной близости друг от друга, тем спокойнее и стабильнее будет их эмоциональное состояние, а значит, тем лучше будет проходить начальное психическое, эмоциональное и физическое развитие младенца.
Вот поэтому не имеет смысла помещать новорожденного в отдельную комнату. Даже если мама воспользуется радионяней, чтобы всегда слышать своего ребенка, она не сможет мгновенно реагировать на сигналы, которые малыш будет подавать ей. Грудничок, отделенный от мамы, будет чувствовать себя не комфортно, да и для женщины помещение ребенка в отдельную комнату скорее превратится в проблему, нежели подарит минуты дополнительного отдыха и покоя.
От года до трех
В этом возрасте отдельная комната ребенку если и нужна, то исключительно для игр и развивающих занятий. В этот период использовать детскую как специальное место, в котором ребенку будет удобно и безопасно играть, где будут храниться его игрушки, вполне разумно.
Но и в этом возрасте «выселять» ребенка в отдельное помещение необходимости нет. Сон ребенка еще может прерываться кормлениями, особенно если малыш находится на грудном вскармливании, да и потребности в личном пространстве у малыша еще не столь велики: он гораздо увереннее чувствует себя рядом со взрослыми.
От трех до семи
Когда ребенку исполняется три, наступает так называемый «кризис трех лет», когда малыш впервые осознает себя как отдельную личность, начинает проявлять самостоятельность. У него появляются первые собственные интересы, возникает потребность иногда уединиться. Вот в этом возрасте ребенок уже готов к тому, чтобы осваивать отдельную комнату и воспринимать ее как личное пространство.
Три года – минимальный возраст, когда ребенку разумно выделить свою комнату. Конечно, взрослые еще будут поддерживать в ней порядок, организовывать пространство по своему усмотрению, но чем старше становится ребенок, тем более активное участие он принимает в этом процессе, и это нормально. К школьному возрасту комната ребенка уже станет восприниматься им как личная территория, и вмешательство родителей в ее благоустройство будет приветствоваться все меньше и меньше.
Школьный возраст
Чем старше становится ребенок, тем сильнее проявляется у него потребность в личном пространстве, где он может без помех заниматься, куда можно пригласить друзей, просто побыть одному.
К подростковому возрасту потребность в отдельном помещении становится необходимостью, и родителям стоит найти возможность выделить для ребенка отдельное помещение, даже если это покажется не слишком простым делом. Так, если семья проживает в однокомнатной квартире, разумно будет территориально обозначить пространство, на котором подрастающий человек будет чувствовать себя хозяином.