В мире, пережившем «сексуальную революцию», секс уже не воспринимается как запретная тема. Но даже в таких условиях родители не всегда представляют себе, как начать разговор с ребенком на такую интимную тему. Родителей здесь подстерегает множество «подводных камней».
«Ребенок еще маленький, вырастет – успеет узнать», – так рассуждают некоторые родители. Они правы в одном: ребенок действительно узнает, что такое секс, но не совсем так, как хотелось бы родителям.
У детей есть «опытные» сверстники и старшие друзья. Существуют многочисленные журналы и сайты весьма сомнительного содержания, где дети вполне могут прочитать, что 12 лет – подходящий возраст для начала сексуальной жизни, а в аборте нет ничего опасного. Может случиться так, что родители, так и не собравшись поговорить с детьми на сексуальную тему, обнаружат, что дочь-подросток уже беременна или сын «осчастливил» одноклассницу.
В другую крайность могут впадать родители, чьи дети достигли подросткового возраста: «Лучше объяснить все, как есть, и дать ребенку презерватив – так спокойнее будет, ничем не заразится, не забеременеет (если речь идет о дочери)». Такое «сексуальное просвещение» не только декларирует вседозволенность в сексуальном поведении, но и дает порочные установки. Беременность ставится в один ряд с сифилисом, СПИДом и гонореей, рассматриваясь не как желанное событие, а как опасность, которой следует избегать. Сможет ли человек с таким установками создать в будущем счастливую семью?
Выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский одним из основополагающих принципов обучения и воспитания считал природосообразность: все должно происходить в свое время. Ребенок сам «подскажет» родителям, когда пора начать разговор. Примерно в 3-4 года он задаст вопрос: «Откуда я взялся?»
Разумные родители не отделываются сказками про аиста, капусту или магазин, а спокойно отвечают: «Ты вырос в животе у мамы». Разъяснять сразу же все тонкости не стоит, да они пока и не интересуют ребенка. Самое большее, что он может спросить: «Как я появился у мамы в животике?» Можно ответить, например, так: «Папа посадил туда семечко, и ты вырос». И доступно детскому пониманию, и соответствует истине. Дошкольник такой информацией удовлетворится.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, как только ребенок научится читать, важно заинтересовать его научно-познавательной детской литературой, в том числе и такой, где описывается строение и функционирование человеческого организма. Привыкнув читать о строении и работе сердечно-сосудистой, пищеварительной или нервной системы, ребенок не удивится, когда родители предложат ему книгу об анатомии и функционировании детородных органов.
Дать ребенку такую книгу нужно дло того, как у мальчика начнутся поллюции, а у девочки – месячные. Когда это случится, ребенок должен уже понимать, что происходит, тогда кровотечение или излияние спермы не вызовет страха. Учитывая, как рано наступает половое созревание у современных детей, дать ребенку книгу нужно не позднее 9-10-летнего возраста.
Очень важно правильно выбрать книгу. Недостатка в детской литературе такого рода сейчас нет, но не всякую книгу можно безбоязненно дать ребенку. Например, существует книга В.Дарвилл и К.Пауэлл «Детям о сексе», где авторы «сваливают в кучу» анальный секс, гомосексуализм и… любовь к Богу. Поэтому родители, прежде чем дать книгу ребенку, должны сами прочитать ее от корки до корки.
Лучший вариант представляют собой книги, где сексуальная тема связывается с зачатием, внутриутробным развитием и рождением ребенка. Часто в таких книгах бывает сюжетное обрамление: герой – мальчик или девочка, с которыми ребенок может себя идентифицировать, ждет рождения брата или сестры или наблюдает, как готовятся стать родителями дядя и тетя. В качестве примера можно привести книгу Л.Н.Гудкович и В.И.Жельвиса «Для мальчиков и девочек».
При таком подходе секс в представлении ребенка сразу связывается с понятиями семьи и деторождения. В будущем он узнает, что не всегда сексом занимаются для того, чтобы забеременеть, что существуют противозачаточные средства, но изначально ассоциативная связь должна быть установлена. Отсутствие такой установки может в подростковом возрасте привести к ранней беременности: подросток будет заниматься сексом, не задумываясь, к чему это может привести.
Конечно, воспитание не должно ограничиваться чтением книг. Родители могут ненавязчиво завести с ребенком разговор о прочитанной книге. У ребенка наверняка возникнут какие-то вопросы. Отвечать на них следует спокойно, не создавая впечатления, что речь идет о чем-то необыкновенным.
Проблема родительского разговор о сексе с подростком заслуживает отдельного рассмотрения. Подросток – это уже не вполне ребенок. Но следует помнить, что в подростковом возрасте будут развиваться те установки и ценностные ориентации, которые были сформированы у ребенка раньше.
Типичные родительские ошибки
«Ребенок еще маленький, вырастет – успеет узнать», – так рассуждают некоторые родители. Они правы в одном: ребенок действительно узнает, что такое секс, но не совсем так, как хотелось бы родителям.
У детей есть «опытные» сверстники и старшие друзья. Существуют многочисленные журналы и сайты весьма сомнительного содержания, где дети вполне могут прочитать, что 12 лет – подходящий возраст для начала сексуальной жизни, а в аборте нет ничего опасного. Может случиться так, что родители, так и не собравшись поговорить с детьми на сексуальную тему, обнаружат, что дочь-подросток уже беременна или сын «осчастливил» одноклассницу.
В другую крайность могут впадать родители, чьи дети достигли подросткового возраста: «Лучше объяснить все, как есть, и дать ребенку презерватив – так спокойнее будет, ничем не заразится, не забеременеет (если речь идет о дочери)». Такое «сексуальное просвещение» не только декларирует вседозволенность в сексуальном поведении, но и дает порочные установки. Беременность ставится в один ряд с сифилисом, СПИДом и гонореей, рассматриваясь не как желанное событие, а как опасность, которой следует избегать. Сможет ли человек с таким установками создать в будущем счастливую семью?
Дошкольный возраст
Выдающийся чешский педагог Я.А.Коменский одним из основополагающих принципов обучения и воспитания считал природосообразность: все должно происходить в свое время. Ребенок сам «подскажет» родителям, когда пора начать разговор. Примерно в 3-4 года он задаст вопрос: «Откуда я взялся?»
Разумные родители не отделываются сказками про аиста, капусту или магазин, а спокойно отвечают: «Ты вырос в животе у мамы». Разъяснять сразу же все тонкости не стоит, да они пока и не интересуют ребенка. Самое большее, что он может спросить: «Как я появился у мамы в животике?» Можно ответить, например, так: «Папа посадил туда семечко, и ты вырос». И доступно детскому пониманию, и соответствует истине. Дошкольник такой информацией удовлетворится.
Младший школьный возраст
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, как только ребенок научится читать, важно заинтересовать его научно-познавательной детской литературой, в том числе и такой, где описывается строение и функционирование человеческого организма. Привыкнув читать о строении и работе сердечно-сосудистой, пищеварительной или нервной системы, ребенок не удивится, когда родители предложат ему книгу об анатомии и функционировании детородных органов.
Дать ребенку такую книгу нужно дло того, как у мальчика начнутся поллюции, а у девочки – месячные. Когда это случится, ребенок должен уже понимать, что происходит, тогда кровотечение или излияние спермы не вызовет страха. Учитывая, как рано наступает половое созревание у современных детей, дать ребенку книгу нужно не позднее 9-10-летнего возраста.
Очень важно правильно выбрать книгу. Недостатка в детской литературе такого рода сейчас нет, но не всякую книгу можно безбоязненно дать ребенку. Например, существует книга В.Дарвилл и К.Пауэлл «Детям о сексе», где авторы «сваливают в кучу» анальный секс, гомосексуализм и… любовь к Богу. Поэтому родители, прежде чем дать книгу ребенку, должны сами прочитать ее от корки до корки.
Лучший вариант представляют собой книги, где сексуальная тема связывается с зачатием, внутриутробным развитием и рождением ребенка. Часто в таких книгах бывает сюжетное обрамление: герой – мальчик или девочка, с которыми ребенок может себя идентифицировать, ждет рождения брата или сестры или наблюдает, как готовятся стать родителями дядя и тетя. В качестве примера можно привести книгу Л.Н.Гудкович и В.И.Жельвиса «Для мальчиков и девочек».
При таком подходе секс в представлении ребенка сразу связывается с понятиями семьи и деторождения. В будущем он узнает, что не всегда сексом занимаются для того, чтобы забеременеть, что существуют противозачаточные средства, но изначально ассоциативная связь должна быть установлена. Отсутствие такой установки может в подростковом возрасте привести к ранней беременности: подросток будет заниматься сексом, не задумываясь, к чему это может привести.
Конечно, воспитание не должно ограничиваться чтением книг. Родители могут ненавязчиво завести с ребенком разговор о прочитанной книге. У ребенка наверняка возникнут какие-то вопросы. Отвечать на них следует спокойно, не создавая впечатления, что речь идет о чем-то необыкновенным.
Проблема родительского разговор о сексе с подростком заслуживает отдельного рассмотрения. Подросток – это уже не вполне ребенок. Но следует помнить, что в подростковом возрасте будут развиваться те установки и ценностные ориентации, которые были сформированы у ребенка раньше.
Видео по теме
Связанная статья
Что такое секстинг и в чем его опасность
Источники:
- Как говорить с ребенком о сексе