Говоря о строе гитары, необходимо уточнить, что существуют разные виды этого инструмента. В домашнем музицировании, как правило, используются две разновидности: шестиструнная гитара и – реже – семиструнная.
Шестиструнную гитару еще называют испанской, а также классической. Первое название связано с ее происхождением, а второе – с тем, что именно эта разновидность гитары используется в академическом исполнительстве.
Строй у этой гитары квартовый, т.е. ноты, соответствующие ее струнам, располагаются через четыре ступени, не считая одного исключения.
Первой струной у любого инструмента считается та, которая издает самый высокий звук. У шестиструнной гитары первая струна соответствует ми первой октавы. Ноты, соответствующие ладам, расположены на расстоянии полутона друг от друга. Следовательно, на пятом ладу вы найдете ноту ля первой октавы – ту самую, которую издает камертон. Зная это, можно настроить первую струну под него.
Квартой ниже находится си малой октавы. Чтобы настроить эту струну под первую, надо зажать ее на пятом ладу и добиться, чтобы она совпадала по высоте с ми.
Третья струна отстоит от второй на другой интервал – терцию, он охватывает три ступени. Это будет соль малой октавы, и ее нужно настраивать не по пятому ладу, а по четвертому.
Оставшиеся три струны тоже расположены по квартам: ре малой октавы, ля большой и ми большой, и настраивают их по пятому ладу.
Чтобы гитарные ноты было удобнее читать, пишут их на октаву выше реального звучания: если написано ми второй октавы, надо играть ми первой и т.п.
Такую гитару называют русской или цыганской. Создал ее в конце XVIII в. Российский гитарист А.О.Сихра, она получила распространение среди русских цыган, которые прославили ее за пределами России, в частности – в Бразилии.
Диапазон у семиструнной гитары не шире, чем у шестиструнной, но она как бы теснее настроена. Ноты, соответствующие ее струнам, расположены через терцию, и только в двух случаях через кварту, а лады – тоже по полутонам.
Первая струна – это ре первой октавы, на тон ниже, чем у семиструнной гитары. Настраивать ее под камертон нужно по седьмому ладу.
Вторая струна – си малой октавы, настраивать ее под первую струну нужно по третьему ладу.
Третья – соль малой октавы, но эта терция отличается от той, которая разделяет первую и вторую струны, поэтому настраивать третью струну под вторую надо по четвертому ладу.
Четвертая – ре малой октавы, это кварта с предыдущей струной, настраивается по пятому ладу. Далее идут си и соль большой октавы, пятая струна строится по третьему ладу, шестая – по четвертому. Седьмая, самая низкая струна – ре большой октавы, строится по пятому ладу. Ноты для семиструнной гитары, как и для шестиструнной, записываются на октаву выше.
Строй шестиструнной гитары
Шестиструнную гитару еще называют испанской, а также классической. Первое название связано с ее происхождением, а второе – с тем, что именно эта разновидность гитары используется в академическом исполнительстве.
Строй у этой гитары квартовый, т.е. ноты, соответствующие ее струнам, располагаются через четыре ступени, не считая одного исключения.
Первой струной у любого инструмента считается та, которая издает самый высокий звук. У шестиструнной гитары первая струна соответствует ми первой октавы. Ноты, соответствующие ладам, расположены на расстоянии полутона друг от друга. Следовательно, на пятом ладу вы найдете ноту ля первой октавы – ту самую, которую издает камертон. Зная это, можно настроить первую струну под него.
Квартой ниже находится си малой октавы. Чтобы настроить эту струну под первую, надо зажать ее на пятом ладу и добиться, чтобы она совпадала по высоте с ми.
Третья струна отстоит от второй на другой интервал – терцию, он охватывает три ступени. Это будет соль малой октавы, и ее нужно настраивать не по пятому ладу, а по четвертому.
Оставшиеся три струны тоже расположены по квартам: ре малой октавы, ля большой и ми большой, и настраивают их по пятому ладу.
Чтобы гитарные ноты было удобнее читать, пишут их на октаву выше реального звучания: если написано ми второй октавы, надо играть ми первой и т.п.
Строй семиструнной гитары
Такую гитару называют русской или цыганской. Создал ее в конце XVIII в. Российский гитарист А.О.Сихра, она получила распространение среди русских цыган, которые прославили ее за пределами России, в частности – в Бразилии.
Диапазон у семиструнной гитары не шире, чем у шестиструнной, но она как бы теснее настроена. Ноты, соответствующие ее струнам, расположены через терцию, и только в двух случаях через кварту, а лады – тоже по полутонам.
Первая струна – это ре первой октавы, на тон ниже, чем у семиструнной гитары. Настраивать ее под камертон нужно по седьмому ладу.
Вторая струна – си малой октавы, настраивать ее под первую струну нужно по третьему ладу.
Третья – соль малой октавы, но эта терция отличается от той, которая разделяет первую и вторую струны, поэтому настраивать третью струну под вторую надо по четвертому ладу.
Четвертая – ре малой октавы, это кварта с предыдущей струной, настраивается по пятому ладу. Далее идут си и соль большой октавы, пятая струна строится по третьему ладу, шестая – по четвертому. Седьмая, самая низкая струна – ре большой октавы, строится по пятому ладу. Ноты для семиструнной гитары, как и для шестиструнной, записываются на октаву выше.
Источники:
- Энциклопедия музыкальных инструментов
- Сайт о гитаре и гитарной музыке
- строй шестиструнной гитары