Собрать воедино людей, заинтересованных в решении какого-либо вопроса, обсудить важные аспекты и прийти к общему согласию – вот цели соборов, общих сборищ людей, объединенных территорией, делом или идеей. История российского государства знает церковные и земские соборы.
Необходимость в церковных соборах возникла после распространения христианского учения за пределы Израиля. Первые христиане не имели возможности читать Библию в том виде, в котором она представлена современному человеку. Благая весть распространялась устно, через последователей учения, или письменно – через переписанные послания Апостолов.
В таких условиях появлялись разномыслия в вопросах веры. Зарождались разнообразные конфессии и направления. Чтобы сохранить единство веры и упорядочить христианское учение, был созван первый Вселенский собор. В результате этой работы появилась Библия - объединение Ветхого Завета, посланий Апостолов и Апокалипсиса.
На Земских соборах обсуждалась общественно-политическая жизнь России. Само понятие «земский» было дано позже историками. Современники же событий именовали такие созывы, как и остальные - соборами. Их начинали в связи с каждым общественным действием, которое требовало общественного обсуждения. Являлись ли решения таких соборов законодательными актами или имели более низкий статус - нынешние историки не пришли к единому мнению.
Чем-то Земские соборы походили на Европейские парламенты. Разница была в том, кто был инициатором собраний. Когда высшие сословия Европы были не согласны с действием монарха, зачастую насильственным путем и спонтанно проходил парламент. В России же, наоборот, собор был нужен для укрепления влияния государя.
Русскому царю можно было не беспокоиться за бунт во время соборов, в отличие от европейских державных особ. Участников обсуждения выбирал сам монарх, поэтому единство во взглядах было обеспечено. Кроме того, члены созыва принадлежали к высшим сословиям, и их непоколебимая позиция зависела от уверенного положения монаршей власти.
Церковные соборы
Необходимость в церковных соборах возникла после распространения христианского учения за пределы Израиля. Первые христиане не имели возможности читать Библию в том виде, в котором она представлена современному человеку. Благая весть распространялась устно, через последователей учения, или письменно – через переписанные послания Апостолов.
В таких условиях появлялись разномыслия в вопросах веры. Зарождались разнообразные конфессии и направления. Чтобы сохранить единство веры и упорядочить христианское учение, был созван первый Вселенский собор. В результате этой работы появилась Библия - объединение Ветхого Завета, посланий Апостолов и Апокалипсиса.
Наряду со Вселенскими соборами созывались и поместные. На них обсуждались внутренние церковные вопросы.
Земские соборы
На Земских соборах обсуждалась общественно-политическая жизнь России. Само понятие «земский» было дано позже историками. Современники же событий именовали такие созывы, как и остальные - соборами. Их начинали в связи с каждым общественным действием, которое требовало общественного обсуждения. Являлись ли решения таких соборов законодательными актами или имели более низкий статус - нынешние историки не пришли к единому мнению.
Чем-то Земские соборы походили на Европейские парламенты. Разница была в том, кто был инициатором собраний. Когда высшие сословия Европы были не согласны с действием монарха, зачастую насильственным путем и спонтанно проходил парламент. В России же, наоборот, собор был нужен для укрепления влияния государя.
Проведение Земских соборов являлось не только законодательным актом, но и институтом построения власти на протяжении истории России.
Русскому царю можно было не беспокоиться за бунт во время соборов, в отличие от европейских державных особ. Участников обсуждения выбирал сам монарх, поэтому единство во взглядах было обеспечено. Кроме того, члены созыва принадлежали к высшим сословиям, и их непоколебимая позиция зависела от уверенного положения монаршей власти.