Вам понадобится
- Книги:
- Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы. М., 1998.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического исследования. М., 2009.
- Ядов В.А. Стратегии социологического исследования: понимание, объяснение, описание социальной реальности. М., 2007.
Инструкция
1
Придумайте название для анкеты. Например: «Анкета абитуриента», «Анкета выпускника» или «Анкета поступающего в вуз».
Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».
Составьте внятную короткую инструкцию по ее заполнению и поместите на титульном листе вопросника. Текст инструкции может быть примерно таким: «Внимательно прочитайте вопрос и предложенные варианты ответа. Обведите кружком тот вариант, который соответствует вашему мнению (таких вариантов ответа может быть несколько). Опрос анонимный, все данные используются только в научных целях».
2
В зависимости от поставленных задач исследования, сформулируйте вопросы и варианты ответов на них. Открытые вопросы (без «подсказок») включать нежелательно, т.к. при большом объеме выборки их будет трудно обрабатывать. Отдавайте предпочтение «закрытым» и «полузакрытым» вопросам (включающим вариант ответа «другое»).
Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько вузов? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».
Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали для поступления именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз легче поступить; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне специальность; 06- другое».
Пример закрытого вопроса: «Вы планируете подавать документы в один или несколько вузов? 01- в один вуз; 02- в два вуза; 03- в три вуза; 04- в четыре вуза; 05- в пять вузов».
Пример полузакрытого вопроса: «Почему Вы выбрали для поступления именно этот вуз? 01- это престижный вуз; 02- в этот вуз легче поступить; 03- по совету родных или знакомых; 04- устраивает месторасположение вуза; 05- там есть нужная мне специальность; 06- другое».
3
Разработайте более четкую структуру анкеты. В начале анкеты следует давать достаточно легкие короткие вопросы, не требующие больших раздумий. Затем можно включить блок более сложных вопросов. Вопросы в конце анкеты также должны быть простыми. Кроме того, следует решить, куда поместить информацию о социально-демографических характеристиках респондента (пол, возраст, место проживания, образование родителей и т.д.). Иногда имеет смысл поместить их в начало, иногда – в конец опросного листа. Количество вопросов в анкете должно быть разумным и учитывать предполагаемые условия ее заполнения. Для анкеты на данную тему было бы достаточно порядка 15-20 вопросов.
4
Отточите формулировку вопросов и вариантов ответа. Обратитесь к специальной социологической литературе, где изложены требования к конструированию вопросов анкеты и их последовательности. В частности, вопрос не должен допускать разночтений, язык анкеты должен быть понятен респондентам, вопрос не должен вызывать желания угодить ответом или опасения репрессий, перечень вариантов ответа должен быть полным и т.д. Попытайтесь понять разницу между вопросами с одним и множеством вариантов ответа, между прямыми и косвенными, личными и безличными вопросами. Возможно, вам понадобятся вопросы-фильтры, отсеивающие часть респондентов для ответа на какой-либо вопрос.
5
Проведите так называемый пилотаж анкеты, прежде чем запустить ее в «массы». Иначе говоря, апробируйте ее на нескольких абитуриентах – юношах и девушках, горожанах и сельчанах. Проверьте, все ли вопросы им понятны, достаточно ли полон перечень вариантов ответа на каждый вопрос, нет ли раздражающих и провоцирующих формулировок. После этого внесите необходимые коррективы, растиражируйте и приступайте к полевому этапу исследования.
Обратите внимание
Следите за тем, чтобы все варианты ответа к каждому вопросу были напечатаны на одной странице, без разрыва. Иначе респондент выберет ответ из неполного перечня «подсказок».
Полезный совет
Чтобы правильно определить цель и задачи анкетирования абитуриентов, побеседуйте предварительно с заказчиком исследования – например, представителями администрации вуза, школы или комитета по образованию. Попросите их составить ТЗ (техническое задание) на проведение исследования, где были бы указаны его ожидаемые результаты.
Источники:
- Социология по-новому
- Библиотека Twirpx