Инструкция
1
Чтобы найти равновесную цену и равновесный объем, следует определить ряд факторов. Такие как величина спроса и величина предложения. Эти рыночные механизмы как раз и воздействуют на равновесие. Существуют также различные рыночные структуры: монополия, олигополия и конкуренция. На монопольном и олигопольном рынках высчитывать равновесную цену и объем не следует. По сути там равновесия никакого и нет. Фирма-монополист сама устанавливает цену и объем продукции. В олигополии несколько фирм, объединяясь в картель так же, как и монополисты управляют этими факторами. А вот в конкуренции все происходит по правилу «Невидимой руки» (посредством спроса и предложения).
2
Спрос – это потребность покупателя в каком-либо товаре или услуге. Он обратно пропорционален цене и поэтому на графике кривая спроса имеет отрицательный наклон. Другими словами, покупатель всегда стремится купить больший объем продукции по меньшей цене.
3
Количество товаров и услуг готовых поставить на рынок продавцы – это предложение. В отличие от спроса, оно прямо пропорционально цене и имеет на графике положительный наклон. Иначе говоря, продавцы стремятся продать большее число товаров по большей цене.
4
Именно точка пересечения спроса и предложения на графике трактуется как равновесие. Что спрос, что предложение в задачах описываются функциями, в которых присутствуют две переменных. Одна из них цена, другая - объем продукции. Например: P=16+9Q (P – цена, Q – объем). Чтобы найти равновесную цену следует приравнять две функции – спроса и предложения. Найдя равновесную цену, нужно подставить ее в любую из формул и вычислить Q, то есть равновесный объем. Этот принцип действует и в обратном направлении: сначала вычисляется объем, потом цена.
5
Пример:Следует определить равновесную цену и равновесный объем, если известно, что величина спроса и предложения описываются функциями: 3P=10+2Q и P=8Q-1 соответственно.
Решение:
1) 10+2Q=8Q-1
2) 2Q-8Q=-1-10
3) -6Q=-9
4) Q=1.5 (это равновесный объем)
5) 3P=10+2*1.5
6) 3P=13
7) P=4.333
Готово.