Инструкция
1
Начните с построения координатной оси. На сторонах X и Y отметьте количество товара X (Qx)и Y (Qy) соответственно. X и Y в данном случае обозначают каждый набор благ.
2
Множество кривых безразличия, характеризующих наборы благ для одного потребителя, представляют собой карту безразличия. Карта безразличия представляет различные уровни полезности, удовлетворяющие потребности одного конкретного человека, при наличии одной пары благ. Чем дальше от осей координат расположена кривая безразличия на карте, тем наиболее полно удовлетворяются потребности потребителя с помощью данного набора благ.
3
На кривой безразличия нетрудно найти участок, в любой точке которого возможно эффективное замещение одной полезности на другую. Этот отрезок (в данном случае AB) называется зоной замещения (субституции). Взаимное замещение благ произойдет только на отрезке AB. Самое минимальное значение товара X находится в точке X1, а товара Y - в Y1. Эти значения минимальны, но их потребление необходимо даже в таком количестве, поскольку заменить полностью одно благо на другой невозможно, сколько бы много при этом ни предлагалось другого блага. Здесь предельным порогом замещения выступает такое значение одного блага, при котором присутствие другого равнозначного блага не требуется. Таким образом, предельной нормой замещения является отношение количества блага X, от которого потребитель может полностью отказаться, к выбору единицы блага Y и наоборот.
4
Определяя предельную норму замещения, следует учитывать ее как величину отрицательную. Это происходит потому, что увеличивая потребление одного блага соответственно сокращается потребление другого.
Обратите внимание
Кривые безразличия никогда не могут пересечься, а сама кривая имеет отрицательный наклон. Последнее следует из правил обратной связи переменных между кривыми: при увеличении одного блага, происходит сокращение другого.
Полезный совет
По любой паре благ можно построить кривую безразличия, а при их совмещении на одной плоскости (построении карты безразличия) возможно выявить всю систему предпочтения потребителя.