Инструкция
1
Нисколько не удивительно, что нужно хорошо уметь играть на фортепиано, чтобы исполнять Баха. Если вы не учитесь в музыкальной школе, а осваиваете искусство игры на пианино самостоятельно, не беритесь за сложные фуги самостоятельно: такую крепость вам пока не взять, даже если вы слышали такую фугу на концерте или на музыкальном носителе, и вам не терпится самому исполнить шедевр. Идите от простого к сложному, и ни в коем случае не останавливайтесь на одном Бахе: хоть ваша цель - это исполнение именно его произведений, не забывайте разминать пальцы при помощи этюдов и "отдыхать" время от времени от сложной музыки Баха на пьесах других композиторов.Если же вы учитесь в музыкальной школе, то Бах наверняка будет у вас в программе, и все эти тонкости учитывать придется уже не вам, а вашему преподавателю.
2
Когда начинаете разбирать ноты, ни в коем случае не торопитесь. Вообще, спешка - слово, не применимое к большинству произведений Баха. В музыку Баха нужно вдумываться. Научитесь держать себя в пределах определенного темпа и ритма: если вы "убежите" вперед, и, отыграв последний музыкальный мотив в темпе presto, то это будет катастрофа. Ваш учитель фортепиано будет очень вами недоволен, а если вы играете Баха самостоятельно, то кто-нибудь когда-нибудь укажет вам на этот недостаток. Главное, чтобы это случилось не слишком поздно.
3
Очень внимательно относитесь к трелям. Они должны быть как искусно вплетенные в кружево петельки, а не порванные нитки, торчащие во все стороны. Отрабатывайте их отдельно. Трели не должны сбивать ритм или "гнать" вас вперед, заставляя ускорять темп. Не спотыкайтесь о них, как о бордюр ночью. Если какой-то фрагмент слишком сложен для вас, упростите его по своему усмотрению или попросите о помощи учителя. Скорее всего, слушатели не настолько осведомлены, чтобы знать, где какие трели. Вам же будет намного легче играть, и вы сделаете гораздо меньше ошибок.
4
Отдельно поработайте над мелодикой. Подумайте, какой мотив что дополняет, в какой мотив переходит. Произведениям Баха характерно "многоголосие" - полифония. Здесь вы не найдете ведущего мотива в партии для правой руки и аккомпанемента, состоящего из аккордов, - для левой. Иногда слушатель должен прислушиваться к тому, что происходит в басах и почти не обращать внимание на тот мотив, который выводит в этом время правая рука в первой октаве. Прежде чем разучивать и исполнять, набросайте себе этот орнамент музыкальных мотивов, лучше всего прямо в нотах. Сделать это нужно сразу, чтобы не довести до автоматизма неправильный мелодический рисунок.
5
Будьте особенно внимательны, когда исполняете Баха в дуэте, например, с виолончелью. Сначала разучите вашу собственную партию по вышеописанной схеме, а потом в поте лица учитесь слушать виолончель. При исполнении в ансамбле нельзя тупо "тарабанить" свою партию. Ваше фортепиано и инструмент коллеги должны плести единое полотно, не забывайте об этом. Учитывать особенности ритма и темпа теперь будет ещё сложнее, но вы не из тех, что пасуют перед лицом трудностей, не правда ли?..
Обратите внимание
Как исполнять Баха. Исполнение клавирных произведений Баха на фортепиано. Интерпретация Баха на концертном рояле автор: Вальтер Гезекинг. стр. 93-97. Об интерпретации произведений И.С.Баха.
Полезный совет
К сожалению, довольно часто педагоги (а от них и ученики) предвзято относятся к этой музыке, как к устаревшей, отжившей свой век, и стараются исполнять ее бесстрастно, "объективно". Чтобы суметь разобраться в том, каким должно быть певучее исполнение Баха, полезно реконструировать слово певучесть (кантабилыюсть) в том смысле, как оно понималось музыкантами в первой половине XVIII века.