Инструкция
1
Различение нот обусловлено, в первую очередь, знаком, стоящим в самом начале нотного стана, - ключом. Самые популярные среди музыкантов ключи – скрипичный («соль») и басовый («фа»). Однако наряду с ними используются ключи из семейства «до» - альтовый и теноровый (это семейство насчитывает пять ключей, но только два из них имеют применение сейчас).
2
Если ключ скрипичный, то нота «соль» первой октавы располагается на второй снизу линейке. Ее можно сравнить с бусиной, нанизанной на нитку. Ключ получил название от этой ноты, поскольку его первый элемент – спираль – начинают писать от этой же линейки.
В системе скрипичного ключа нота «до» первой октавы располагается на первой добавочной линейке снизу, «ре» - под нижней линейкой. Аналогично подряд располагаются остальные ноты: то на линейке, то между линейками.
Скрипичный ключ используется для удобной записи нот от первой октавы до четвертой. Иногда в нем записывается верхний тетрахорд (четыре ноты) малой октавы.
3
пишется и нижний тетрахорд первой октавы.
4
Альтовый ключ «до» используется для записи одноименного инструмента – альта, похожего на скрипку, но большего по размеру и более низкого по звучанию. В оркестровой музыке этот инструмент заполняет средний участок диапазона. Запись скрипичным и басовым ключом была бы неудобно, приходилось бы постоянно менять их. Альтовый ключ избавляет от такой необходимости.
Нота «до» первой октавы в альтовом ключе пишется на средней линейке, «ре» - между третьей и второй сверху линейкой. «До» малой октавы пишется под первой добавочной снизу линейкой.
5
Теноровый ключ пишется так же, как альтовый, но середина его находится не на третьей, а на второй сверху линейке. На ней же пишется и нота «до» первой октавы. Нота «до» малой – под первой снизу линейкой.
Теноровый ключ используется для записи партий виолончели, фагота и некоторых видов гитар.
6
В соответствии со знаниями об этих ключах, сначала читайте короткие, в одну-две строки произведения, просто называя или поя ноты. Затем переписывайте пьесу в новом ключе. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая объем произведений и количество голосов в пьесе (от одного до четырех и больше).