Инструкция
1
В начале каждого нотного стана пишется соответствующий знак. На сегодняшний день самыми распространенными являются скрипичный («соль»), басовый («фа»), альтовый и теноровый (оба – «до»). Название, заимствованное ключом от нот, связано с тем, что по положению ключа можно найти соответствующую ноту первой или малой октавы (в зависимости от ключа).
В скрипичном ключе нота «соль» первой октавы пишется на второй снизу линейке (от нее начинает закручиваться спираль ключа), в басовом – нота «фа» малой на второй сверху линейке (Опять ключ начинают писать от нее). В альтовом и теноровом ключах нота «до» первой октавы приходится на середину ключа (третья и вторая сверху линейки соответственно).
Использование ключа связано с облегчением записи и уменьшением количества добавочных линеек. Перед тем как играть по нотам, уточните, в системе какого ключа записана партия.
В скрипичном ключе нота «соль» первой октавы пишется на второй снизу линейке (от нее начинает закручиваться спираль ключа), в басовом – нота «фа» малой на второй сверху линейке (Опять ключ начинают писать от нее). В альтовом и теноровом ключах нота «до» первой октавы приходится на середину ключа (третья и вторая сверху линейки соответственно).
Использование ключа связано с облегчением записи и уменьшением количества добавочных линеек. Перед тем как играть по нотам, уточните, в системе какого ключа записана партия.
2
Для большинства инструментов (фортепиано, смычковые, частично деревянно-духовые) ноты записываются в соответствии со звучанием. Иначе говоря, «до» первой октавы для этих инструментов пишется на первой добавочной линейке снизу, «ре» под первой линейкой снизу, «ми» на нижней линейке, и т.д.
Но есть инструменты транспонирующие, то есть звучащие на определенный интервал выше или ниже написанного. Чаще этот интервал равен октаве, но встречается запись и в квинту, и в терцию, и в сложные интервалы. К транспонирующим инструментам относятся все семейство саксофонов, флейта-пикколо, все семейство гитар и др. Так, флейта-пикколо (от итальянского «маленькая флейта») играет на октаву выше написанного, а некоторые виды гитар (классическая, акустическая, электронная, басовая) на октаву ниже. Обычно о специфике записи и исполнения партий того или иного инструмента сообщает соответствующий самоучитель.
Но есть инструменты транспонирующие, то есть звучащие на определенный интервал выше или ниже написанного. Чаще этот интервал равен октаве, но встречается запись и в квинту, и в терцию, и в сложные интервалы. К транспонирующим инструментам относятся все семейство саксофонов, флейта-пикколо, все семейство гитар и др. Так, флейта-пикколо (от итальянского «маленькая флейта») играет на октаву выше написанного, а некоторые виды гитар (классическая, акустическая, электронная, басовая) на октаву ниже. Обычно о специфике записи и исполнения партий того или иного инструмента сообщает соответствующий самоучитель.
3
При игре по нотам первоначально берется темп commodo – с итальянского «удобный». Это, как правило, медленный темп, позволяющий музыканту заранее увидеть все ноты и представить их удобное взятие на инструменте (подбор аппликатуры, выбор струны, клапанов или клавиш). При таком исполнении музыканту нет необходимости сосредотачиваться на исполняемом в данный момент пассаже. Остается достаточно времени, чтобы посмотреть вперед на один-два такта и подготовиться к следующему шагу. Впоследствии, при ускорении темпа, также смотрите немного вперед, чтобы вовремя переставить пальцы и развить мелодию постепенно, а не в момент кульминации.
4
Помимо собственно нот, обращайте внимание на штрихи и мелизмы. С самого начала приучайте себя не к механическому воспроизведению звуков, а к осмысленному изложению мыслей композитора. Воспринимайте нотный текст как аналог эмоциональной речи, в которой есть начало, середина и конец; развитие, кульминация и спад.
5
Исполняя украшения, сообразуйтесь с традициями конкретной эпохи. Так, в классической музыке (Гайдн, Бетховен) трели играются с акцентом на первой ноте, а в романтической (Шуман, Глиэр) - с акцентом на последней ноте. Аналогично характерные акценты свойственны и лигам: акцент на первой ноте и более легкий подскок на второй в классике и маленькое крещендо ко второй ноте в романтике.
Видео по теме