Инструкция
1
Проанализируйте произведение, просто глядя на него. Карандашом отметьте деление на части, разделы, фразы. Поначалу мелкие деления вам не будут очевидны, но по мере развития вы будете понимать все детали, опираясь на один нотный текст.
При анализе ориентируйтесь не только на сами ноты. Обращайте внимание на обозначения темпа и размера (они часто изменяются в начале нового раздела), находите кульминации фраз и частей.
При анализе ориентируйтесь не только на сами ноты. Обращайте внимание на обозначения темпа и размера (они часто изменяются в начале нового раздела), находите кульминации фраз и частей.
2
Разберите произведение отдельно каждой рукой. Причем не нужно играть партию каждой руки от начала до конца, от первой до двадцатой страницы. Проигрывайте только один раздел.
Повторите каждый несколько раз, прежде чем перейти к следующему. По мере повторения зрительная, слуховая и моторная память будут подсказывать вам, как и куда повести мелодию (и саму руку) в следующий момент.
При исполнении учитывайте все пометки, указанные композитором: мелизмы, крещендо, кульминация, аппликатура и т.д. Чем быстрее вы включите в исполнение эти детали, тем проще будет выучить ноты.
Повторите каждый несколько раз, прежде чем перейти к следующему. По мере повторения зрительная, слуховая и моторная память будут подсказывать вам, как и куда повести мелодию (и саму руку) в следующий момент.
При исполнении учитывайте все пометки, указанные композитором: мелизмы, крещендо, кульминация, аппликатура и т.д. Чем быстрее вы включите в исполнение эти детали, тем проще будет выучить ноты.
3
Такими же частями соединяйте партии левой и правой рук. На этой стадии вступает в силу и координация – способность к несинхронным действиям. Если в какой-то момент вы не можете совместить руки из-за отсутствия координации, повторите партию «непослушной» руки несколько раз (разумеется, не всю, а только в неблагополучном месте). Под конец сыграйте ее несколько раз с закрытыми глазами или глядя в потолок. Затем соедините руки.
4
Самый простой способ запоминания музыкального материала – механический. Он хорош тем, что при исполнении музыканту не приходится задумываться, какую ноту сыграть в следующем такте – пальцы сами помнят свои движения. В то же время, случайно запнувшись, вы не вспомните, как играть дальше – слуховая память не подскажет, на каком интервале от предыдущей ноты находится следующая, а зрительная не укажет ее названия. Кроме того, механическое исполнение часто лишено эмоциональной окраски.
5
По этой причине педагоги часто рекомендуют читать ноты глазами без проигрывания. Просто представляйте себе положение рук, аппликатуру, динамику и развитие произведения. При исполнении старайтесь смотреть не в сами ноты, а в их отображение в памяти. Так вы будете меньше отвлекаться от клавиатуры и быстрее выучите произведение.