Инструкция
1
Начинать действовать можно сразу в обоих направлениях. Читая классиков, которые в изобили оставили своим потомкам портертные зарисовки своих великих современников, приучите себя быть внимательным со всеми встречающимися вам людьми, будь то знакомые, друзья-приятели, просто прохожие на улице или случайные соседи по общественому транспорту. Подмечайте наиболее выразительные черты лица и телосложения. Обращайте внимание на походку и жесты, манеру говорить, вслушивайтесь в стиль речи.
2
Попробуйте поиграть в интересную игру, которую практикуют на режиссерских факультетах творческих вузов – попытайтесь угадать, кто находится перед вами, человек какой профессии, в каких отношениях он находится со своим спутником или спутницей или кто кем кому доводится. Все, что вам покажется интересным, записывайте – тренируйте руку. Носите с собой блокнот для записей. Со временем у вас выработается способность отделять зерна от плевел и записывать только самое яркое и специфическое, свойственное только этому человеку.
3
Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и жестов. Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать о человеке.
4
Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный запах?
5
Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении красивых слов.