Инструкция
1
Самое главное в решении задач - это умение выделять условие (обстоятельство дел в данный момент) и вопрос (что произойдет, когда ситуация изменится). Чем больше нужно найти, тем больше манипуляции следует производить.
2
Нужно научить ребенка определять главные слова: дали-взяли, купили-продали, забрали-положили. Раскрывать смысл слов: если мальчика угостили, что-то подарили – у него прибавилось, если у девочки забрали, унесли – у нее отнялось.
3
Наглядность – обязательное методически верное условие обучения ребенка решению задач. Абстрактными понятиями малыш не умеет оперировать, поэтому на первом этапе следует все объяснять на конкретных примерах. Например, у мамы есть семь кубиков, четыре она отдает сыну и просит узнать, сколько у нее осталось. При этом, важно, чтобы все манипуляции выполнял ребенок, обязательно проговаривая вслух, что и зачем он делает. Таким образом, задействуются все виды памяти: зрительная, моторная, слуховая.
4
При обучении решению задач нужно подсказать малышу, каким образом различать часть и целое. Смысл данных слов можно объяснить на конкретном примере: берете апельсин и делите его на дольки. Сам фрукт – это целое, а дольки – это части целого. Ребенок считает, из скольких частей состоит апельсин. Убираете половину и просите малыша узнать сколько осталось. Он пересчитывает, спрашиваете, а как по-другому можно найти решение данной задачи? Правильно, путем вычитания. А как узнать, сколько будет долек, если к первой части добавить вторую? Верно, нужно сложить, получится целый апельсин.
5
Заключительным этапом обучения решению задач должно быть повторение, анализ проделанных операций. Ребенок по пунктам рассказывает, какое было условие, какой вопрос, что он делал, чтобы получить ответ. После того, как алгоритм усвоен, следует давать аналогичную задачу для самостоятельной работы.