Инструкция
1
Обдумайте и уясните тему сочинения, выявите ее содержание. Определите круг проблем, содержащихся в ней. Важно понять, какое значение и смысловую нагрузку несет каждое слово в формулировке темы. Например, характер работы над сочинением по персонажам литературных произведений зависит от классификации:
- характеристика персонажа («Татьяна Ларина – идеал автора», «Татьяна Ларина как тип русской женщины», «Базаров глазами автора и героев», «Татьяна Ларина в оценке В.Г.Белинского»);
- сопоставление персонажей («Онегин и Ленский», «Базаров и Аркадий Кирсанов»);
- система персонажей («Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»);
- коллективный персонаж («Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»);
- герой и среда («Чацкий и фамусовское общество»);
- образ персонажа («Образ Печорина»);
- образ автора («Образ автора в романе «Евгений Онегин»).
- характеристика персонажа («Татьяна Ларина – идеал автора», «Татьяна Ларина как тип русской женщины», «Базаров глазами автора и героев», «Татьяна Ларина в оценке В.Г.Белинского»);
- сопоставление персонажей («Онегин и Ленский», «Базаров и Аркадий Кирсанов»);
- система персонажей («Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»);
- коллективный персонаж («Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»);
- герой и среда («Чацкий и фамусовское общество»);
- образ персонажа («Образ Печорина»);
- образ автора («Образ автора в романе «Евгений Онегин»).
2
Сформулируйте основную мысль (идею сочинения). Для этого поставьте перед собой вопрос: «К какому выводу я должен прийти при раскрытии темы?».
3
Выберите форму доказательства основной мысли. При дедуктивной форме сначала высказываете общую мысль, а потом аргументы, раскрывающие ее. Индуктивная форма предполагает сначала изложение частных мыслей, затем уже формулируется тезис, который ими подтверждается. Расположите общие мысли и аргументы в таком порядке, чтобы наблюдалась последовательность ваших рассуждений.
4
Подберите цитатный материал, которым вы сможете доказать высказанные мысли. Цитировать лучше стихотворные отрывки, т.к. их лучше выучить наизусть. А отрывки из прозы передавайте своими словами без кавычек, иначе неточное цитирование будет считаться фактической ошибкой.
5
Напишите вступление, где вы можете рассказать об эпохе, когда создавалось произведение, или охарактеризуйте проблематику творчества писателя и определите место анализируемого произведения. Можете взять какой-нибудь факт из жизни или творчества писателя и, отталкиваясь от него, осветите тему сочинения.
6
Изложите ваши тезисы и аргументы в главной части сочинения.
7
В заключении сделайте вывод или кратко повторите основные мысли главной части (заключение может быть «выжимкой» из текста).
8
Можете подобрать эпиграф к сочинению, но он не обязателен. Под эпиграфом понимается изречение перед сочинением, которое характеризует основную мысль.
Видео по теме