Инструкция
1
Прочтите тему сочинения. Как только вы читаете, у вас должны появиться идеи, образы. Запишите на бумагу первое, что вам придёт в голову: например, целые предложения, фразы или слова. Это не обязательно должно быть вступлением или заключением. Пока это просто ваши мысли.
2
Теперь, когда вы выплеснули все мысли на бумагу, время подумать о построении сочинения. Стандартное сочинение-рассуждение по литературе (не формата ЕГЭ или проходного экзамена) подразумевает вступление, основную часть и заключение, которые будут являться разными абзацами.
3
Чтобы написать вступление для сочинения по литературе, вам нужно задуматься не столько о раскрытии темы (этим следует заняться в основной части), а о введении человека, читающего сочинение, в курс дела. По вступлению должно стать понятно, о чём будет идти речь в работе. Написав вступление, задайте себе вопросы:
- о каком произведении идёт речь?
- кто автор произведения?
- что это за произведение (драма, комедия, трагедия, роман и т.д.)?
- о каком аспекте будет идти речь в сочинении?
- о каком произведении идёт речь?
- кто автор произведения?
- что это за произведение (драма, комедия, трагедия, роман и т.д.)?
- о каком аспекте будет идти речь в сочинении?
4
Если вы написали вступление, значит, уже многое сделано! Главное - начать. Не стоит приступать к основной части, если вам действительно сложно собрать мысли вместе. Лучше подумать о заключении. Пусть это и нарушает привычный порядок, но написание заключения поможет вам собраться с мыслями. В заключении вы должны дать чёткий ответ на вопрос или же дать оценочное суждение высказыванию - всё зависит от формулировки темы сочинения. Например: какую роль играет Кукшиной в романе «Отцы и дети» - здесь должен быть ответ на вопрос. Павел Кирсанов и Евгений Базаров в романе И.С.Тургенева - мы видим сравнение. Подумайте, почему именно этих двух героев поставили в сравнении для сочинения? Может, они похожи или же, наоборот, разные? Об этом и напишите в заключении. Образы/характеристика стариков Базаровых - в образах/характеристиках обычно вы просто кратко пересказываете основную часть. Какие персонажи: может, непонятые гении, а может закоренелые консерваторы или же другие характеристики.
5
Когда вы напишете вывод, будет уже понятно, о чём следует говорить в основной части. Она должна быть объяснением всего, о чём говорится после в заключении. Это как огромное доказательство теоремы, чтобы после прийти к короткой формулировке.
6
Чтобы написать основную часть, вам надо будет разобрать каждую часть своего вывода, сделанного в заключении, отдельно, подкрепляя информацией из текста. Например, если вы утверждаете, что персонажи в сравнении имеют разные идеологии, то вам нужно рассказать об их взглядах, попутно придавая сочинению несколько оценочный оттенок.
7
Помните, что в основной части сочинения-рассуждения по литературе обязательно должно идти именно рассуждение. Вы должны не высказывать конец мысли, а начинать объяснять с самого начала. Ведь вы же сделали вывод, что персонаж, например, консерватор, не просто так? Вы сначала о чём-то думали, оценивали его действия. Пользуйтесь теми записями, что сделали в самом начале, только прочитав тему. Они помогут вам подобрать слова. Закончив с основной частью, выстройте всё написанное по порядку (вступление, основная часть, заключение).
Обратите внимание
Обратите внимание на речь. Прочтите сочинение вслух, если есть такая возможность. Так вам сразу станут ясны все речевые ошибки.
Полезный совет
Дополнительные баллы можно получить, используя цитаты из текста.
Особую стройность и полноценность сочинению придают мягкие переходы или же «мостики» от части к части. В конце вступления можно задать вопрос, на который будете отвечать в основной части. Заключение начинают шаблонными фразами, вроде «таким образом,..», «исходя из всего вышеизложенного,...» и т.д.
Можно сначала прочесть работы критиков по произведению. Не переписывайте работы целиком, вырывая целыми предложениями, а используйте данный материал как дополнительное подспорье.
Особую стройность и полноценность сочинению придают мягкие переходы или же «мостики» от части к части. В конце вступления можно задать вопрос, на который будете отвечать в основной части. Заключение начинают шаблонными фразами, вроде «таким образом,..», «исходя из всего вышеизложенного,...» и т.д.
Можно сначала прочесть работы критиков по произведению. Не переписывайте работы целиком, вырывая целыми предложениями, а используйте данный материал как дополнительное подспорье.