Обычно на борту самолета устанавливают два черных ящика, один из которых (речевой) ведет запись переговоров экипажа, второй (параметрический) – параметры полета. Это могут быть сведения о работе двигателей, о действиях экипажа, о метеорологической обстановке и т.д. В магнитных БУР данные записываются на магнитную ленту или магнитную проволоку, в твердотельных – на FLASH-накопители.
Внешне «черный ящик» и не черный, и не ящик – это сфера оранжевого цвета, внутри которой находится регистрирующая аппаратура. Сферическую форму для БУР выбрали потому, что она лучше выдерживается физические нагрузки, а оранжевый цвет более заметен при поиске. Защищенный бортовой накопитель (ЗБН), как его еще называют, должен выдерживать ударную перегрузку в 1000 g, нагрев до 1000 С в течение 50 минут и нахождение на глубине 6000 м в течение месяца.
Чтобы облегчить поиск, в «черные ящики» встраиваются радиомаяки, которые автоматически включаются после аварии. Размещаются БУР в хвостовой части, поскольку при аварии она обычно меньше разрушается.
Записи с магнитной ленты или твердотельного накопителя расшифровываются на компьютере. На основе полученных данных можно смоделировать поведение самолета на тренажере или на компьютере. Можно также представить эти данные в виде обычных графиков.
Несмотря на все меры защиты, при катастрофах записи бортовых самописцев часто повреждаются. Специалистам по расшифровке приходится восстанавливать информацию. Например, на магнитную ленту наносят капельно коллоидную суспензию ферромагнитного порошка. Под воздействием электромагнитных импульсов порошок проседает. В результате получается графический образ поврежденной магнитной записи.
Восстанавливают информацию также способом магнитооптической визуализации. В поляризованном свете становится видна картинка записи на ленте. Однако оба эти метода применимы в тех случаях, когда у пленки сохранилась остаточная намагниченность.