Вам понадобится
  • - базовый показатель;
  • - показатели через определенные промежутки времени;
  • - калькулятор.
Инструкция
1
Возьмите базовый показатель. Определите периодичность снятия остальных показателей. Если вам нужно сосчитать, например, динамику роста доходов населения за последние десять лет, за основу возьмите первый год и остальные годовые показатели. Однако при вычислении динамики процесса в разных науках применяются разные единицы измерения времени, от миллионов лет в геологии до долей секунд в ядерной физике.
2
Сравните второй показатель с первым. Разница и будет показателем изменения. Точно так же вычтите из третьего показателя второй и т.д. Динамика может быть как положительной, так и отрицательной. Второй вариант получается, когда последующие показатели меньше предыдущих. Например, если вы рассчитываете динамику затухания скорости.
3
Чтобы представить себе динамику более наглядно, постройте линейный график. За точку пересечения координат примите исходный показатель. На оси абсцисс отложите показатели времени, в течение которого проводятся замеры. Ось ординат служит для обозначения результатов замеров. На этой оси отложите базовый показатель. Чтобы нанести следующий показатель, поднимите перпендикуляр от следующей отметки оси абсцисс и отложите на нем нужный результат. Точно так же обозначьте еще несколько измерений. Точки соедините линией. Скорее всего, она получится ломаной.
4
Динамику можно представить и в виде диаграммы. Это позволяют многие компьютерные программы, в том числе и самые распространенные, вроде Microsoft Word или Excel. Вызвав соответствующее меню, вы имеете возможность выбрать вид диаграммы и ввести в окошки имеющиеся у вас значения.
5
Иногда требуется рассчитать динамику в процентах. За 100% примите базовый показатель. Вычислите разницу между базовым и следующим показателями. Решите пропорцию, разделив разность показателей на базовый и умножив на 100%. Можно поступить и по-другому, рассчитав, сколько процентов от исходного составит следующий показатель, а уже потом вычислить разницу.