Средний объем инвестиций, необходимых для полноценной работы ночного клуба в Москве, оценивается специалистами в 500 тыс. долл., рентабельность — в 20–50%. Что интересно, зачастую прибыльность таких заведений никак не связана с объемом вложений: клуб, построенный за 50 тыс. долл., может оказаться суперуспешным, а тот, в который вложен миллион, быстро прогорит.
Как выбрать помещение?
В большинстве случаев именно правильный выбор месторасположения определяет успех ночного клуба или дискотеки. Модный столичный клуб, рассчитанный на средний и высший класс, обязательно должен находиться в центре города, в пределах Садового кольца, а для более простых, демократичных заведений вполне подойдут городские окраины (их посетителями часто бывают жители окрестных домов). И еще одно немаловажное условие — до молодежных клубов должно быть удобно добираться не только наземным транспортом, но и на метро.
При выборе помещения из списка с самого начала следует исключить первые этажи жилых зданий. Если местные власти и позволят разместить там шумное ночное заведение (что, в Москве, например, невозможно), потом вам ни за что не дадут нормально работать возмущенные жильцы. И даже при условии, что ваша звукоизоляция совершенна, наверняка найдется парочка–другая активных бабушек, способных испортить любую вечеринку, просто несколько раз вызвав наряд милиции. Поэтому с самого начала следует ориентироваться на отдельно стоящие нежилые здания.
Само помещение должно удовлетворять ряду критериев: иметь достаточно большую площадь (специалисты советуют делать основной танцзал размером не менее 250 кв. м) и высокие потолки, пригодные для навески светового и звукового оборудования (от 4 м).
В начале 90-х годов наблюдалась интересная тенденция: для организации клубов и дискотек активно использовались бывшие или еще работающие дома и дворцы культуры, фойе кинотеатров и концертных залов. Пока их все не разобрали. Но в регионах до сих пор можно найти подобные здания, прозябающие без хозяина. С середины 90-х начали активно перестраиваться бывшие цеха неработающих заводов. Их основное достоинство — большая площадь по вполне приемлемым ценам (в Москве — от 200 долл. за 1 кв. м). Подобные варианты, в отличие от строительства «с нуля», требуют гораздо меньших затрат: вам останется только демонтировать станки или старые кресла, обустроить раздевалку и бар, разработать современный дизайн, а главное — установить световое и звуковое оборудование. Для небольшого или закрытого (для случайных посетителей) клуба вполне подойдет подвал.
Как показывает практика, еще лет этак пять назад найти помещение в Москве было сравнительно легко. А вот сейчас — это уже серьезная проблема, сдерживающая развитие клубного бизнеса.
Что же касается внутреннего убранства, то тут общих рецептов не существует. Можно потратить 2 тыс. долл. на 1 кв. м, создав ультрасовременный дизайн, но к вам никто не пойдет, а можно ограничиться всего сотней долларов на метр, а в клубе всегда будет аншлаг. Дело в том, что такие заведения продают в первую очередь свою атмосферу, и только в дополнение к ней идут интерьер, блюда, напитки и пр. Например, модная (и, кстати, экономная, позволяющая не покупать дорогую мебель) тенденция последних лет — использование грубого дерева.
Прежде чем приступать к организационно-строительным работам, необходимо составить грамотный проект. И тут без профессионалов не обойтись. А начинать надо с разработки общей концепции. Это позволит избежать лишних затрат, постоянных просчетов и переделок, многократно увеличивающих смету. Кроме того, специалисты проанализируют выбранное вами место на предмет соответствия его расположения избранной концепции. Они же помогут получить список всех разрешительных документов, требующихся для нормальной работы клуба. Консультанты, как правило, берут за свои услуги от 2 до 5 тыс. долл.
А вот организаторские функции вполне можно возложить на главного клубного человека, который будет отвечать за всю концепцию заведения (а не только за его программу, как до сих пор ошибочно считают многие) — промоутера.
Главный клубный человек
По мнению многих специалистов, именно от промоутера на 80% зависит успех или провал любого развлекательного заведения.
И на самом деле, большинство закрытий клубов (а это не такая уж и редкость) связано как раз с непрофессионализмом администратора. Специальность «промоутер» нельзя получить ни в одном институте, этому можно научиться только в процессе работы.
Основная задача промоутера — привлечь посетителей. Для этого он должен четко направлять деятельность заведения в русло разработанной концепции. Как утверждает Андрей Фомин (известный в Москве промоутер и шоумен, учредитель ежегодной церемонии Night Life Award, определяющей лучшие ночные клубы года), именно промоутер отвечает за концепцию клуба, начиная от музыкального стиля и заканчивая организацией специальных вечеринок. И главная задача этого человека — каждый вечер создавать праздник.
По мнению Гарри Чагласяна, одного из самых именитых российских промоутеров (организатор клуба «XIII»), «на Западе клубом считается только помещение, в котором каждую ночь какой-нибудь новый промоутер устраивает свою вечеринку. В России же пока просто не понимают, как это во вторник может играть рэп, в четверг — трип-хоп, а в субботу — прогрессив-хауз. Сейчас в наших клубах владелец зачастую является и управляющим, и арт-директором, и промоутером в одном лице, а ведь бизнесу это отнюдь не способствует».
Ориентация клуба
По статистике, до 70% прибыли приносят клубу постоянные посетители. Поэтому на первом этапе разработки концепции необходимо определить, на кого будет рассчитано ваше заведение: на «золотую» молодежь или подростков с окраины, солидных бизнесменов или рокеров, представителей сексуальных меньшинств или натуралов. От целевой аудитории целиком зависят интерьер, музыка, напитки, цены и даже уровень обслуживания.
Основные посетители ночных мест — молодежь до 35 лет. Но и она различается по возрасту, достатку, увлечениям, взглядам на жизнь. Условно все клубы можно разделить на три основные категории: дорогие, демократичные молодежные (больше похожие на дискотеки) и узкотематические. Последние обычно различаются по музыкальным направлениям: джаз, рок, поп и пр. Существуют также клубы для женщин, геев и т.п. Собираясь открывать ночное заведение, следует иметь в виду, если попытаться сделать что-то чуждое для себя (например, убежденный натурал захочет организовать гей-клуб), то трудно надеяться на успех.
«Золотая» молодежь
Работать с богемой и «золотой» молодежью, самыми заманчивыми посетителями дорогих клубов, сложнее всего. К тому же создание подобных заведений имеет свою специфику. В отличие от открытия элитных ресторанов, где бешеные деньги уходят на ремонт, оформление интерьера, закупку дорогостоящей мебели и посуды, ночной клуб для «золотых» мальчиков и девочек не требует особых материальных вложений. Это утверждение отлично подтверждает успех открывшегося в 1998 г. «Джаз-кафе» — клуба, организованного югославским промоутером Синишем Лазаревичем, у которого богатый опыт раскрутки подобных заведений в Белграде и итальянских городах. Организаторы «Джаз-кафе» сильно сэкономили на ремонте, мебели и оборудовании, а рекламную статью расходов вообще опустили. Все внимание они сосредоточили на создании вокруг заведения обстановки таинственности, богемности, избранности и элитарности.
Второй пример — клуб «XIII». Как утверждает его промоутер Гарри Чагласян, «для наших посетителей важен комфорт, новизна, стремление к ненавязчивой роскоши и декадансу, а также динамично меняющаяся атмосфера, когда один вечер не похож на другой». В подобных клубах брать деньги за вход не принято, а прибыль идет только за счет бара. Цены соответствующие: чашечка кофе — 10 долл., коктейли — от 50 долл. Основной принцип подобного клуба такой: купил, к примеру, бутылку текилы за 20 долл., а продал в разлив уже за 400. При большом количестве реализованных бутылок прибыль может оказаться громадной. Средний посетитель в подобных местах тратит за ночь 100–200 долл., т.е. только при сотне клиентов (это среднее число посетителей одной вечеринки) заведение выручает 10–20 тыс. долл.
Интересная особенность дорогих клубов — недолгий срок существования (не более двух лет). Когда место «приедается», владелец просто закрывает клуб, чтобы открыть его в новом месте и под новым названием. Еще вариант: клуб закрывается на реконструкцию, а потом снова открывается в том же месте (обычно это происходит именно из-за недостатка помещений). Правда, прежнего успеха он, скорее всего, уже не повторит никогда.
Но у скроенных по принципу элитарности заведений есть один существенный недостаток — небольшое число потенциальных клиентов, особенно в провинции. Да и в Москве целевая аудитория дорогих клубов, по некоторым оценкам, не превышает 5 тыс. человек.
Шумное местечко
Наиболее широкая целевая аудитория у демократичных молодежных клубов. По подсчетам специалистов, только в Москве это около 100 тыс. человек, в основном от 15 до 25 лет, т.е. школьники и студенты. Обычно они не склонны приобретать выпивку в баре, так что плата берется за входной билет. Ее потолок — 150 руб. Эти деньги и составляют основной доход молодежных клубов.
И тут такие тонкости, как личность промоутера и усиленный фейс-контроль на входе, уже не имеют значения. Успех «широкоформатного» заведения зависит от светового и музыкального оборудования, размера и вместимости помещения, а главное — от объема рекламы. Если музыка звучит громко, световое оборудование сверкает ярко, входная плата в районе 50–60 руб., а на улицах раздаются флаерсы-пригласительные с рекламой, то приток посетителей обеспечен. Некоторые, конечно, готовы оставить рублей 100 в вашем баре, но нужно смириться с тем, что основная доза алкоголя поступает в организм клиентов еще до дверей клуба.
Здесь, как и в первом случае, дорогой дизайн не требуется, основная часть расходов ложится на закупку соответствующего по мощности звукового и осветительного оборудования. Что же касается ежемесячных трат, то тут основная доля приходится на оплату приглашенных ди-джеев (DJ): от 50 до 150 долл. за вечер. Если, конечно, это не звезда, которая может зарабатывать и до 500 долл. за выступление.
В управлении такими заведениями главное — придерживаться гибкой ценовой политики. В выходные гораздо больше желающих отдохнуть и развлечься, поэтому максимальную плату за вход следует назначать в пятницу, субботу и воскресенье. В понедельник же, после бурного уик-энда, наплыв спадает, и большинство клубов либо устраивают выходной, либо делают вход бесплатным. Специалисты утверждают, что у заведения, работающего по такой схеме, рентабельность держится на уровне 20–50%.
Нетрадиционная прибыль
В крупнейших городах мира активно открываются и раскручиваются специализированные гей-клубы. Первое подобное заведение в Москве начало свою работу в 1995 г., и сегодня их уже пять. По подсчетам специалистов, ежегодно клиенты оставляют в столичных гей-клубах до 1 млн. долл. наличными.
По статистике 7% населения предпочитают иметь сексуальные связи с людьми своего пола. Еще 20% практикуют бисексуальные отношения. Все они, как правило, ведут активный образ жизни и по своей природе довольно любопытны. Чтобы найти подходящего партнера, отдохнуть и просто пообщаться, эти граждане частенько посещают ночные заведения. Замечено также, что среди лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией довольно большой процент людей обеспеченных, что делает их интересными клиентами для акул «ночного» бизнеса. К тому же атмосфера свободы, веселья, перманентного праздника и карнавала, царящая в гей-клубах, привлекает туда до 50% посетителей–натуралов. Некоторые владельцы подобных заведений пытаются искусственно отфильтровать посетителей по половому признаку, назначая цену за вход для женщин в два раза выше, чем для мужчин. Однако на практике это никого не останавливает.
Несмотря на то, что последовательность шагов при открытии такого клуба в общих чертах традиционна, есть у нее и свои тонкости. Основное требование: для управления клубом нужно искать администратора, вхожего в круг потенциальных клиентов и знающего «специфику жанра». К расходам на оплату ди-джеев добавляются траты на выступление стриптизеров, проведение травести-шоу и оборудование так называемых dark room — мест, где посетители могут уединиться.
Организация стриптиза — удовольствие не из дешевых. Шоу «с именем»», мужской балет и т.п. работают на условиях фиксированной оплаты: от 400–800 долл. за выступление. Верхняя планка зависит от известности приглашенного коллектива. Одиночкам условия диктуют хозяева клуба. Как правило, им платят от 50 до 150 долл. за выход. В первое время работы такого заведения наплыв посетителей гарантирован, поскольку люди с нетрадиционной ориентацией любят посещать новые места. И ваша основная задача — удержать их.
Свет + звук
Самостоятельно подобрать и инсталлировать подходящее по формату клуба световое и звуковое оборудование неопытному человеку невозможно. При выборе специалисты руководствуются такими параметрами, как площадь, форма периметра, высота потолков, а также расположение столиков, сцены и барной стойки; особое значение имеет стиль музыки, которая будет звучать в клубе.
При создании качественного света и звука в заведении с размерами основного танцзала в 150–200 кв. м вполне можно уложиться в 15 тыс. долл., из которых две трети придется на свет, и одна треть — на звук (световые приборы стоят дороже, да и устанавливать их сложнее).
Если высота потолков ограничена четырьмя метрами, можно сэкономить на покупке аппаратуры: приборы, освещающие максимум 4 м, почти на треть дешевле более мощных, способных «преодолеть» 8 м. Если в вашем клубе планируются выступления разного рода шоу-коллективов, то сцена потребует специального освещения. Для полноценной работы всей осветительной системы обращать внимание нужно прежде всего на количество часов бесперебойной работы ламп.
Если в клубе предусмотрено выступление как «живых» музыкантов, так и DJ, вполне хватит мощности в 7–8 кВт. Минимальный набор аппаратуры в этом случае включает 2 широкополосные акустические системы, 2 двухполосные, 4 низкочастотные, кроссовер (контроллер), блок обработки (эквалайзеры, компрессоры) и место оборудования DJ (пульт, «вертушка»). Специалисты не советуют (особенно там, где есть «живой» звук) устанавливать его цифровые источники: полноценное воспроизведение звука возможно только на аналоговой аппаратуре.
По словам Николая Оганесяна, директора компании X-Light, монтаж светового и звукового оборудования следует производить еще на стадии черновых работ. Однако многие заказчики приступают к его подбору уже после того, как все основные работы закончены, что в корне неверно. Причем такой непредусмотрительностью страдают даже известные и дорогие клубы.
На монтаж обычно тратится 10–15% от стоимости оборудования, а по времени он занимает неделю. Главные световые приборы, без которых не обойтись ни одному клубу: т.н. «центральный» (1,5–2 тыс. долл.) со множеством эффектов, крепится к потолку; сканеры (500–1500 долл.); вращающиеся головы (от 700 долл.); стробоскопы (70–250 долл.); УФ-лампы (20 долл.); дыммашина (в вырабатываемом дыме наиболее отчетливо видны световые лучи — от 80 долл.); зеркальный шар для диско-музыки (40–100 долл.); лазеры (от 2 тыс. долл.). А разбогатев, вы можете приобрести устройства по производству мыльных пузырей или генераторы искусственного снега (500–1000 долл.).
Сейчас только в Москве работает порядка сотни фирм, специализирующихся на поставках светового и звукового оборудования. При покупке крупной партии техники можно рассчитывать на скидку до 10–15% от полной стоимости. Проверенным клиентам, исправно оплатившим первые закупки, компании–поставщики могут предложить форму оплаты в рассрочку без начисления процентов.
Основы успеха
Цена входного билета — только видимая часть айсберга прибыли клуба. Основные деньги, правда, не в демократичных заведениях, делаются на работе бара, ведь наценка на напитки способна доходить до 200–300%. Но за возможность «потусоваться» и послушать музыку люди готовы платить.
Сегодня многие фирмы–производители пива предоставляют барное оборудование по его розливу в бессрочную бесплатную аренду в обмен на то, что пиво вы будете приобретать только у них. В итоге на покупке части барного оборудования можно неплохо сэкономить.
Сейчас средний чек в баре ночного клуба равен 10–50 долл. с человека, т.е. за ночь это от 1 до 5 тыс. долл. дохода, все зависит от аудитории. Главное лицо в баре, конечно же, бармен, он во многом влияет на прибыльность заведения. В отсутствие хозяина бармен может продавать из-под полы напитки, сигареты, чипсы и орешки к пиву. Как результат — упущенная выгода владельца. Еще один способ нанести хозяину ущерб — неправильно пробитый чек. Эта проблема решается установкой видеокамеры и беспощадным увольнением всех недобросовестных сотрудников.
Получить дополнительную прибыль можно, привлекая спонсора: когда реклама алкоголя и сигарет запрещена на телевидении, многие производители направляют свои рекламные бюджеты на рекламу в местах продаж — туда, где она все еще разрешена. Спонсорская помощь может составлять от нескольких десятков до 100 тыс. долл. за вечеринку.
Для клубов, играющих «живую» музыку, весьма актуальной остается проблема приглашения музыкантов. Выступление начинающих групп стоит совсем дешево: можно отделаться 150 долл. за вечеринку. Но среди них очень редко попадаются стоящие, а плохая музыка просто-напросто отпугнет публику. Положение может спасти приглашение звезд. Правда платить им придется до 10 тыс. долл. за выступление, но все расходы обязательно окупятся: например, входной билет «на звезду» в популярный московский клуб «16 тонн» стоит 15–20 долл., а клуб вмещает 600–670 человек. А вот в провинции выступление раскрученной группы обойдется в 1,5–2 раза дороже.
Один из основных моментов для любого клуба — надежная система охраны, ведь посетители бывают самые разные. Некоторые заведения предпочитают создавать охранные структуры самостоятельно. Но выгоднее приглашать профессионалов, к тому же их труд не так дорог, как может показаться (2–5 долл. в час, а 5–6 человек на ночь вполне достаточно). В задачи охраны входит не только защита помещения и всех посетителей клуба от внешних вторжений, но поддержание порядка в зале, выявление распространителей наркотиков и их «нейтрализация».
Этапы promotion
Один из самых важных этапов после открытия клуба — «раскрутка», на которую обычно уходит от одного до нескольких месяцев. Ее специфика опять-таки зависит от направленности заведения. Если ваша основная публика — студенческая молодежь, то рекламные акции нужно проводить в институтах, местах «тусовок», подземных переходах (в столице для этих целей используется переход под Пушкинской площадью). Один из самых популярных видов promotion — распространение флаерсов (печать подобной мини-листовки обойдется в 40 долл. за 1 тыс. шт.), дающих их обладателям всевозможные скидки в определенные дни. Как правило, распространители получают какой-то процент за каждый используемый по назначению флаерс, но основным стимулом для них является бесплатный вход, особенно если стоимость билета высока. Также достаточно действенна (но и ощутимо затратна) реклама на популярных музыкальных радиостанциях.
Однако все специалисты в один голос утверждают, что по эффективности ничто не в состоянии сравниться с рекламой «из уст в уста». Молодежное «сарафанное радио» моментально распространит всю информацию о новом заведении.
Для того чтобы вас можно было быстро отыскать в темноте московских улиц, закажите сияющую всеми цветами рекламную вывеску. В этом плане наиболее популярен неон, погонный метр которого в специализированной рекламной мастерской стоит 10–40 долл. Однако некоторые клубы принципиально не тратят деньги ни на рекламу, ни на вывеску — им это может даже повредить (например, придет нежелательная публика, а свои и так все знают).