Инструкция
1
В крупном магазине процесс инвентаризации начинается с товарной схемы магазина. Обычно товар на полках располагается по тематическим группам, поэтому необходимо либо нарисовать эту схему расположения, либо расписать по пунктам, какие группы товаров у вас имеются. Напротив каждой из них поставьте дату переучета, ведь за один день провести инвентаризацию невозможно. Обычно среднего размера универсамы тратят на эту процедуру до месяца.
2
Дайте указание уполномоченным работникам провести пересчет товаров согласно установленным срокам. Товар должен быть предварительно подготовлен к этому процессу. Обяжите ответственных лиц перебрать и упорядочить его, тогда будет легко посчитать каждую единицу товара. Результаты подсчета по каждому артикулу занесите в инвентаризационную ведомость.
3
Можно проводить сверку рано утром, чтобы не помешать работе отдела. Однако крупные магазины иногда закрывают отдел на некоторое время, так как лучше произвести переучет в спокойной обстановке.
4
Следующий этап инвентаризации - анализ полученной информации. Конечно, очень желательно вести компьютерный учет товаров. В таком случае все фактические цифры занесите в программу, которая сравнивает их с учетными данными, - теми, которые числятся в компьютере. Разница выводится в виде документа «Сличительная ведомость», он отражает все излишки и недостачи. Часто в магазинах используют 1С «Управление торговлей», однако большими возможностями обладают приложения «Supermag 2000» и «S-Market».
5
Проанализировав сличительную ведомость, составьте приходные и расходные документы. Спишите то, чего фактически нет, и внесите в учетные данные излишки. Крупные недостачи, согласно закону, можно обязать возместить материально ответственных работников. Небольшие различия обычно списывают на воровство или погрешности учета.
6
По итогам сверки на основании сличительной ведомости составляется "Акт инвентаризации", который должны подписать лица, проводившие инвентаризацию, а руководитель предприятия - утвердить.
7
В небольших магазинах можно вести учет товаров вручную, но лучше использовать для этого хотя бы программу Excel. В остальном общая схема проведения сверки такая же, как описано выше.
Однако и здесь не все так просто. По крайней мере, я так и не нашел пока оптимального решения.
Купить то, конечно, можно. Но кто и как будет эксплуатировать программно-аппаратный комплекс?
Хорошо, если магазин входит в сеть, является лишь одним из многих. Когда есть крупная фирма, имеющая подразделение или хотя бы просто людей в штате, кто умеет и должен заниматься вопросами автоматизации. А если нет?
Насколько я знаю, некоторые предприниматели шли по пути привлечения к этому делу продавцов, приплачивая им. Но, по моему мнению, путь порочный. Ни в коем случае обрабатывать результаты ревизии не должен человек, материально заинтересованный, т.е. продавец.
Продолжу.
Во-первых, непрестижная работа. Следовательно, найти действительно грамотного человеке сложно. В лучшем случае, приходит девочка, намедни прошедшая обучение на курсах 1С, работает у вас несколько месяцев просто для того, чтобы набраться опыта и уходит.
Во-вторых, если магазин достаточно слабый по выручкам, то найм человека просто непозволителен с финансовой точки зрения. Предположим, вы берете человека на зарплату в 15-20 тыс. Значит, при 30-процентной накрутке (общепринятой в продовольственной торговле), вам надо 1,5-2 тыс. рублей из выручки тратить на содержание этого специалиста. Это без затрат на бумагу и картриджи и прочие расходы.
Наконец, можно сесть самому. Совместить функции владельца и учетчика. Но всякий ли готов на это? Я - нет. В жизни много интересного и важного помимо учета. Даже если этот учет кормит тебя.
Продолжу.
Учитывая специфику розничной продовольственной торговлм, а именно - большой ассортимент продукциии, вполне естественно придти к мысли об использовании такого чуда цивилизации как штрих-коды. Не надо составлять длинющие инвентаризационные ведомости. Большая часть товара в современном магазине - фасованная, т.е. со штрих-кодами. Казалось бы, что проще - прошел по магазину, прощелкал считывателем штрих-кодов и получил сразу товарный остаток.
Но и здесь имеем те же проблемы: человек-специалист, оборудование, программное обеспечение.
4. Саботаж персонала.
Может, кто-то со мной не согласится и обвинит в цинизме, но я категорично заявлю любому предпринимателю - у вас в магазине работают ваши первые и главные враги, это ваши продавцы.
Любая ваша попытка каким-то образом навести порядок с ревизиями, инвентаризациями, снятием остатков однозначно вызовут неприятие со стороны персонала, даже реальный саботаж.
Продолжу.
Резюме. Инвентаризация, проводимая силами продавцов - фикция.
Продолжу.
Во-первых, если уж вы решили автоматизировать свой магазин в плане снятия остатков, ревизий, инвентаризаций - не жмитесь. Потратить немного денег нет смысла. Либо надо выкладываться серьезно, чтобы получить серьезные результаты, либо вообще не связываться.
Идеальный вариант - привлечь стороннюю фирму. С какой-то периодичностью приходят грамотные люди, оснащенные компьютерами, ноутбуками, считывателями штрих-кодов и пр., снимают остатки, выдают вам распечатку, с детализацией по вашему запросу, и уходят. Они незаинтересованны. Поэтому у вас будет гарантия в отсутствии приписок. Также вы будете избавлены от необходимости покупать компьютерную технику и программное обеспечение и вникать во все это. Подчеркну - по моему мнению, это идеальный вариант, избавляющий вас от головных болей. Но - обычно довольно дорогой.
Ну а если вы сами решили окунуться в пруд "садо-мазо" под названием учет, то занимайтесь этим самостоятельно. Только вы сами посчитаете свои ден