Если человеку нужна экстренная психологическая помощь, то он может позвонить по бесплатному номеру или обратиться в чате на специальном сайте. Однако не все люди, которые оказались в одиночестве, решаются даже на такое обращение, потому что боятся, что и здесь их высмеют или навредят еще больше. Думаю, пришло время развеять все мифы.
Миф №1. «Это несерьезно, там нет профессионалов»
Люди, которые оказывают психологическую помощь по телефону, называются консультантами телефонов доверия. Чтобы работать по этой специальности, человек должен окончить соответствующие курсы или получить образование именно по этому профилю подготовки. В службу доверия не берут даже просто психологов, не то что уж «любителей». Так что все более чем серьезно.
Интересно! В России первый телефон доверия заработал в 1981 году в Москве.
Миф №2. «Мне не помогут», «Сделают хуже»
Анонимность и добровольное участие клиента – главные принципы психологического консультирования. Специалист не имеет права пренебречь ими. Кроме этого, психологи-консультанты ориентируются в работе на следующие принципы:
- Доброжелательное и безоценочное отношение. Психолог-консультант ориентирован на слушание. Он не имеет права критиковать ваши слова или действия, выражать личное отношение. Все его принципы, убеждения, ценности и взгляды остаются вне вашего контакта.
- Учет норм и ценностей клиента. Консультант должен забыть о своей системе ценностей и постараться увидеть мир глазами клиента. Специалист сосредоточен на вас и вашей проблеме. Звонок в службу поддержки – это как общение с другом, но лучше: никто не перебивает, не критикует, не перетягивает одеяло на себя. А за счет отсутствия зрительного контакта или вообще прямого контакта (если вы обратились за помощь в чат) и отсутствия близких отношений с консультантом, клиенту проще открыться.
- Никаких советов. Если вы звоните, чтобы психолог сказал, что вам делать, как поступить и какое решение принять, то вам и правда не помогут. Прямых инструкций не будет, но специалист поможет вам разобраться в ситуации и самостоятельно принять оптимальное для вас решение.
Важно! Время ответа оператора не превышает минуты. В среднем – 2-3 гудка. Все операторы действуют по специальной технологии консультирования.
Когда наконец-то решился обратиться к психологу:
Миф №3. «Моя проблема не такая серьезная, чтобы обращаться в службу помощи»
Если что-то вас беспокоит, значит, это важно и серьезно. Обратиться в службу помощи можно по любому вопросу. Консультант никогда не положит трубку первым, не откажется выслушать вас и не пошлет. Если не знаете, как начать разговор, то можно позвонить и сказать: «Мне нужна помощь, но я не знаю, как сформулировать свои мысли/мне страшно говорить и т.п.». Дальше консультант вам подскажет.
Миф №4. «Это развод, не бывает бесплатной помощи»
Все службы бесплатной психологической помощи по России подчиняются РАТЭПП (Российской Ассоциации Телефонной Экстренной Психологической помощи). А сама ассоциация является членом Международной федерации телефонной экстренной помощи и членом Международной ассоциации превенции суицидов.
В рамках РАТЭПП действуют 286 телефонов доверия по России. На официальном сайте РАТЭПП вы можете найти службу помощи в своем городе, сообщить о мошенниках (те, кто выдают себя за психологическую помощь и разводят людей) или внести данные о телефоне доверия.
Службы экстренной психологической помощи на РАТЭПП: